В комнате пахнет вяленой рыбой, старым пивом и трубочным табаком. Несколько мужчин с депрессивных окраин российского Санкт-Петербурга сгрудились вокруг телевизора. Они напряженно и внимательно следят за тем, как актер в манишке и двубортном пальто лупит людей по голове тростью. Эту сцену они видели десятки раз. Это фильм Юрия Мамина «Бакенбарды», вышедший на экраны в 1990 году. Он рассказывает о двух противоборствующих молодежных группировках, одна из которых выступает за разрушение и хаос, а вторая занимается бодибилдингом и очень много мнит о себе. Есть там и третья группа, известная как Пушкинский клуб. Члены этой выдуманной организации являются преданными поклонниками русского поэта и писателя 19-го века Александра Пушкина. Они называют себя пушкинистами, и их неуверенный нравственный компас это творения великого автора. Фильма Мамина породил целую субкультуру преданных Пушкину молодых россиян.
Но если в «Бакенбардах» пушкинисты одеваются как денди 19-го века, то их коллеги из реальной жизни предпочитают обтягивающие белые майки, мощные мышцы, и татуировки. Их стиль это мутировавшее присвоение характерных особенностей «люберов» - националистической молодежной группировки, возникшей в подмосковных Люберцах в 1970-х годах, набравшей популярность в следующем десятилетии, а затем распавшейся. И хотя пушкинисты приняли эстетические взгляды люберов, они подчеркнуто указывают на то, что идеология у них совершенно иная.
«Главное - это то, что у тебя в голове. И то, что запечатлено на тебе», - говорит член группировки, не пожелавший представиться. Он и его товарищи демонстрируют свои руки и задирают майки, показывая мне почти идентичные наколки на теле, похожие на профиль Пушкина. Проштамповав его лицом свои тела, они читают его стихи, регулярно вставляя их в беседу, а также с радостью лупцуют тех, кто без должного уважения относится к великому мыслителю.
В «Бакенбардах» пушкинисты борются против «Капеллы» - соперничающей с ними группы молодых панков, проповедующих разврат и моральное разложение. Сегодняшние пушкинисты также с отвращением относятся к западным субкультурам – от панков до ковбоев и от фанатов до любителей гей-диско. И они с готовностью наносят удар первыми, когда кто-то угрожает их ценностям.
«Царь Петр I прорубил окно в Европу, чтобы показать им всем задницу, а не чтобы преклоняться перед Западом, - говорит местный пушкинист Павлик, покуривая трубку. - Поклонение Западу - это конформизм». Павлик регулярно читает местной молодежи лекции о славной истории России, уделяя особое внимание своему любимому автору. Его педагогический метод прост: люби Пушкина беззаветно, иначе получишь по мозгам.
«Некоторые люди считают нас националистами, но это не так, - говорит Павлик. - Мы просто думаем, что русским ни к чему любить немцев или англичан, или кого-то еще. Надо ценить свои корни. Скинхеды это же люди, ни во что не верящие! А хипстеры? Мы их всех научим любить Россию по-настоящему!»