Россия и НАТО, бывшие врагами во время холодной войны, снова объединяют свои усилия, на этот раз на российской территории, в рамках совета, созданного сторонами в 2002 году в качестве механизма для консультаций по вопросам безопасности. Два десятилетия спустя после развала Советского Союза Совет Россия-НАТО превратился в площадку для сотрудничества двух старых соперников.
Унизительное положение России в первые годы после холодной войны выразилось как в пересмотре ее недавней истории, так и в несоразмерной военной интервенции в Грузию. Во времена Бориса Ельцина, первого демократически избранного российского президента, Россия чувствовала себя своего рода Плутоном, болтающимся на орбите западноевропейской Солнечной системы. Она была далеко от центра, но все же внутри. Так продолжалось недолго. НАТО нарушило обещания, данные в свое время американскими президентами Биллом Клинтоном и Джорджем Бушем младшим, и расширилось к границам России, что заставило преемника Ельцина, Владимира Путина, сменить курс и отдалиться от Запада.
Трагедия 11 сентября 2001 года изменила многое. Ельцина у власти уже не было, и Москва восприняла теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне как историческую возможность восстановить утраченные позиции. Путин заявил, что готов принять американское превосходство, при условии, что Россия сохранит свою зону влияния на постсоветском пространстве. Его предложение было отвергнуто, на что последовал резкий ответ. Среди прочего, Путин заморозил Договор об обычных вооруженных силах в Европе, символ окончания холодной войны, препятствовавший развертыванию вооружений в Европе. Подписанный Ельциным в 1990 году, когда советская империя находилась на краю пропасти, договор был продлен в 1999 году и ратифицирован Россией. Однако США привязали ратификацию договора к выводу Россией войск из Молдавии и Грузии. Путин отказался действовать по чужой указке. Запад оказался на грани новой холодной войны, уже с новой Россией.
В ходе недавней дискуссии, касательно новой стратегии НАТО, проведенной в рамках комитета, составленного двенадцатью экспертами, включая посла Испании, Россия расколола мнение западных партнеров, но, в конце концов, им была навязана точка зрения Германии и США, стоящих за то, чтобы дать России статус предпочтительного партнера. В Лиссабоне НАТО подтвердило свою готовность считать Россию стратегическим партнером. Причины этого понять несложно. Во-первых, Москва строит новые отношения с Вашингтоном в рамках перезагрузки, инициированной администрацией президента Барака Обамы. Во-вторых, Германия зависит от российского газа. В-третьих, Россия нужна НАТО в Афганистане, для развития новой ядерной стратегии и для борьбы с терроризмом и наркотрафиком.
Вызов для европейцев и американцев, как написал президент Брукингского института (Brookings Institution), Строуб Тэлботт (Strobe Talbott), состоит в том, чтобы сделать политику Москвы взаимозависимой с мировой политикой. В конце концов, Россия тоже много потеряет, если война с Афганистаном, в который СССР вторгся в 1979, чтобы избежать развития исламизма в азиатской части СССР, возьмет неверный курс. Но вот еще один важный момент: благодаря встречам Союза Россия-НАТО станет понятно, как далеко простираются амбиции России, ведь вряд ли она довольствуется положением внутри системы, но далеко от ее центра.