Москва - Обычно места за столом переговоров во время встречи совета Россия-НАТО занимают только постоянные представители стран-членов. Однако в этот понедельник в российском курортном городе Сочи, расположенном на берегу Черного моря, ожидается появление Генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена (Anders Fogh Rasmussen). Как сообщается, он проведет личную беседу с российским президентом Дмитрием Медведевым, и оба они, по крайней мере, частично, будут участвовать в переговорах. То же самое намерены сделать российский министр иностранных дел и министр обороны.
Для отношений между Россией и Альянсом все еще характерна высокая степень взаимного недоверия. Хотя НАТО на саммите в Лиссабоне в ноябре 2010 года представила новую доктрину, в которой Россия официально не определяется как угроза и потенциальный противник в случае возникновения войны.
Вместе с тем в стратегиях обороны Польши и прибалтийских государств, ставших известными благодаря публикациям портала WikiLeaks, Альянс продолжает придерживаться «направленного против России военного планирования». С критикой этой позиции не далее как в прошлую пятницу во время видео-пресс-конференции, организованной российским информационным агентством «РИА Новости», выступил посол России в НАТО Дмитрий Рогозин. К этому следует добавить опасения России по поводу запланированной глобальной противоракетной обороны. Элементы этой системы Вашингтон намерен разместить в Европе, и они будут способны следить за российским воздушным пространством и таким образом подвергать опасности оборонительные возможности Москвы.
Соединенные Штаты несколько раз корректировали свои планы, и Москве в последнее время даже предлагают принять участие в создании этой системы. Однако на вопросы относительно конкретных условиях планируемого размещения Москва, по мнению российской стороны, пока не получила никакого ответа. Поэтому Россия в конце июня направила в Альянс свой собственный проект договора, который будет также обсуждаться в Сочи. Предложенный документ предусматривает отказ НАТО от размещения элементов этой системы в тех государствах, откуда западные противоракетные установки могли бы перехватывать российские межконтинентальные ракеты. Кроме того, Россия хотела бы сделать юридически обязывающими типы и количество противоракет, а также их скорость, которая не должна превышать возможности ракет средней дальности, то есть не должна быть выше 3,5 километра в секунду.
Этот проект создает для НАТО ситуацию цугцванга. К тому же переговоры по этому вопросу, судя по всему, будут длиться намного дольше, чем обсуждение договора СНВ-3 об ограничении стратегических наступательных вооружений, то есть о ядерных боезарядах и ракетах дальнего радиуса действия. Дело в том, что Соединенные Штаты вышли из заключенного в 1972 году с Советским Союзом договора об ограничении систем противоракетной обороны, и пока Вашингтон не проявляет желания связать себя в этой области какими-то договорными обязательствами. Однако Москва на переговорах с США настояла на включении в преамбулу к договору СНВ-3 отдельного пункта, устанавливающего связь между наступательными и оборонительными вооружениями – а системы противоракетной обороны как раз к таковым и относятся. Именно поэтому, по мнению Кремля, Вашингтон обязан заключить с Москвой новой соглашение о противоракетной обороне.