Москва - Впервые после торжественно провозглашенного в Лиссабоне в ноябре прошлого года «исторического» сближения между НАТО и Россией Москва вновь угрожает. Российское руководство проявляет все большую озабоченность не только по поводу военной операции Запада в Ливии. Прежде всего Россия считает, что планы совместной противоракетной обороны в Европе ставят ее в невыгодное положение. Российский посол в НАТО Дмитрий Рогозин уже предупреждает о возможности новой гонки вооружений в том случае, если Россия не будет участвовать в создании ракетного щита против террористов. Шансы на достижение договоренности не высоки.
Хотя Россия и не видит в НАТО угрозу, она, тем не менее, должна защищать себя от существующих опасностей, подчеркнул российский министр иностранных дел Сергей Лавров после заседания совета НАТО-Россия. В черноморском городе Сочи в присутствии Генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена (Anders Fogh Rasmussen) он выразил сожаление по поводу того, что пока не удается договориться о создании противоракетной обороны с общим командным пунктом.
Расмуссен в ходе транслировавшейся в интернете пресс-конференции ясно дал понять, что НАТО настаивает на создании двух систем. Однако они должны быть тесно связаны между собой. Тем не менее каждая сторона должна самостоятельно принимать решение о пуске ракет. С точки зрения России, этого слишком мало.
Грозит ли новая гонка вооружений?
Главный московский переговорщик Рогозин еще перед заседанием совета НАТО-Россия предупредил, что Россия в случае односторонних действий Запада будет создавать свою собственную противоракетную оборону. Это означает - вооружаться! Кроме того, Россия грозит выйти из заключенного только в этом году с Соединенными Штатами договора СНВ о сокращении стратегических ядерных вооружений. По сообщению агентства «Интерфакс», еще в ходе трансляции из Сочи командующий российскими космическими войсками Олег Остапенко заявил о том, что радар для определения местонахождения ракет уже находится в рабочем состоянии.
Россия каждый раз, когда старый спор по поводу противоракетной обороны вновь обострялся, угрожала разместить в непосредственной близости к границам члена НАТО Польши элементы своей противоракетной обороны.
После встречи в Сочи стало ясно, что прежде всего между бывшими врагами времен холодной войны существует дефицит взаимного доверия. Хотя Лавров и заявил о своей поддержке нового партнерства с НАТО. Вместе с тем, говоря о конфликте в Ливии, он не оставил сомнений в том, что Россия совершенно не доверяет своему партнеру. Лавров также предостерег Запад от поставок оружия в Ливию.
В переводе на язык противоракетной обороны это означает: Россия продолжает выражать недовольство по поводу отсутствия контроля над тем, что происходит на другой стороне. Москва считает, что противоракетный щит Запада ей угрожает и уже в течение многих лет требует гарантий собственной безопасности.
Страх перед «российской угрозой»
Рогозин во второй половине июля намерен продолжить переговоры в Соединенных Штатах о поисках выхода из «тупика». Если не удастся достичь договоренности, то Россия еще до конца этого года представит собственные планы противоракетной обороны. Прежде всего прибалтийские страны, пострадавшие от правления Москвы в советскую эпоху, скептически относятся к созданию совместной обороны. Эти бывшие советские республики, будучи членами НАТО, требуют теперь надежной защиты от российской угрозы, которая для многих в этих странах продолжает оставаться реальной.
Заключенное в июне этого года соглашение с Парижем о продаже России двух французских боевых кораблей класса «Мистраль» только усиливает страхи прибалтийских государств. Поэтому военные аналитики говорят о том, что возможное размещение одного из этих вертолетоносцев в Балтийском море создаст новые вызовы для оборонного планирования НАТО. Они предупреждают о том, что Россия при помощи этих боевых кораблей усилит свой военный потенциал, и это может представлять угрозу также в Черноморском регионе для таких стран как Грузия.