Сидя в слабо освещенном оперативном центре, расположенном глубоко под землей в горах Заполярья, десяток армейских офицеров следит за гигантскими экранами, на которых в режиме реального времени отображаются полеты авиации, перемещения судов торгового флота и льдов на северных рубежах Европы.
Похоже на сцену из фильма о Джеймсе Бонде, но это не что иное, как объединенный штаб вооруженных сил Норвегии, расположившийся в защищенных от ядерного взрыва тоннелях на берегу фьорда возле города Будё – прямо возле Северного полярного круга.
В прошлом году Норвегия решила переместить свой военный командный центр на тысячу километров севернее. Это свидетельствует о росте стратегических ставок в Арктике на фоне прогнозов о том, что глобальное потепление приведет к открытию скованных сегодня льдами ресурсов и маршрутов судоходства.
«Более половины норвежских вод находится севернее полярного круга, - говорит заместитель начальника штаба генерал-майор Руне Якобсен (Rune Jakobsen), показывая на карту, где морские границы Норвегии сходятся в районе Северного полюса с границами России, Канады, США и Гренландии. – Поэтому вполне естественно, что мы уделяем этому столь пристальное внимание».
В Северном полушарии лето, но Норвегия не единственная страна, обращающая внимание своих военных на студеный север. Российское Министерство обороны объявило на прошлой неделе о планах создания двух армейских бригад для защиты территории Заполярья. А Канада направит в августе в этот регион более тысячи военнослужащих, которые проведут самые крупные за всю историю арктические военные маневры.
Такое наращивание сил вызывает опасения по поводу возможного возникновения конфликта в данном регионе, где, согласно оценкам, находится до четверти всех неразведанных мировых запасов нефти и газа. В опубликованных недавно Wikileaks американских дипломатических телеграммах приводятся слова российского представителя в НАТО, который сказал, что его страна «не будет побеждена» в «борьбе за ресурсы».
Но несмотря на перенос своего военного штаба, Норвегия утверждает, что клубок соперничающих между собой территориальных притязаний на Арктику можно распутать мирно. Она при этом указывает на подписанный недавно с Россией договор о морских границах, называя его образцом сотрудничества.
В прошлом году две страны покончили с длившимся сорок лет спором по поводу 175000 квадратных километров территории Баренцева моря, договорившись поделить спорный район пополам. В прошлом месяце соглашение было ратифицировано, и в четверг оно вступит в силу. Тем самым, каждая из стран получит возможность вести разведку на нефть и газ в своей зоне.
«Если сложить вместе ресурсы, транспортные маршруты и людей, то мы получим ту смесь, которая нужна для потенциального конфликта, - говорит министр иностранных дел Норвегии Йонас Гар Стёре (Jonas Gahr Støre). – Но арктические государства должны решать данные проблемы с ответственностью, не допуская возникновения конфликтов».
Норвегия рассчитывает на то, что полярные ресурсы позволят ей продлить свой нефтяной бум, когда истощатся месторождения в Северном море. Норвежская государственная энергетическая компания Statoil уже осуществляет один проект в Арктике. Речь идет о газовом месторождении «Сновит» в Баренцевом море. А в апреле компания объявила об открытии еще одного крупного месторождения в 100 километрах к северу.
По мере таяния полярных льдов эта страна также может выиграть от открытия новых маршрутов судоходства.
Прошлым летом с шахты, расположенной на крайнем севере Норвегии, в Китай по водам Северного Ледовитого океана была доставлена 41000 тонн железной руды. Северный путь оказался на 18 дней короче плавания через Суэцкий канал.
На прошедшей в мае в Гренландии встрече министры иностранных дел арктических государств договорились расширять сотрудничество в вопросах поиска и спасения на море, отреагировав таким образом на рост коммерческой активности в регионе. Они также пообещали составить совместный план действий по борьбе с разливами нефти.
По мнению Стёре, такие действия указывают на то, что арктические страны могут работать вместе.
А экраны радаров на командном пункте в Будё время от времени рассказывают совсем иную историю. После периода тишины и спокойствия с окончанием холодной войны российские военно-воздушные силы снова начали проявлять активность вблизи воздушного пространства Норвегии в Арктике. Норвежские официальные лица утверждают, что Россия даже проводила тренировки по бомбометанию в море неподалеку от Будё.
В определенной мере борьба здесь кажется неизбежной, но Стёре говорит о том, что договор по Баренцеву морю показывает понимание Россией того факта, что дипломатическим путем можно добиться большего, нежели путем конфликтов.
«На севере нет таких вопросов, на которые окончательный ответ дают военные. На севере также нет таких проблем для Норвегии, которые должны решаться без участия России».