1 июля были сняты таможенные барьеры между Россией, Белоруссией и Казахстаном, то есть сделан первый шаг к образованию единого экономического пространства (ЕЭП), которое должно полноценно заработать с 1 января 2012 года.
В связи с этим, традиционно низкие импортные пошлины, к которым привыкли Белоруссия и Казахстан, должны быть фактически подняты до российского уровня. Это значительно увеличивает стоимость импорта большинства товаров в Белоруссию и Казахстан и зависимость этих стран от России. Хотя в качестве основной цели реализуемых мер декларировалось развитие двусторонней торговли, по сути, Казахстан и Белоруссия удаляются от мирового рынка и подпадают под сферу влияния России.
Белоруссия, основу экономического потенциала которой составляет тяжелая промышленность и крупные предприятия, традиционно устанавливала ставки таможенных пошлин на уровне российских, чтобы поддерживать национальную промышленность. С другой стороны, Казахстан, где промышленный комплекс плохо развит и экономика которого зависит от экспорта нефти, применял более низкие ставки на ввоз товаров. Соответственно, приведение импортных пошлин в соответствие с единым тарифом, более болезненно будет ощущаться в Казахстане.
Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза невыгоден как для Казахстана, так и для Белоруссии, но таким образом проявляется власть России, которую она приобретает над своими ближайшими соседями. Мировой кризис 2008-2009 гг. сильно ударил по экономике Белоруссии и Казахстана, и они могут рассчитывать только на помощь России для восстановления экономической и финансовой стабильности.
Асимметрия российской власти такова, что возможность заключения более взаимовыгодных договоров в области энергоресурсов даже не рассматривалась Россией, которая, вместо этого, выставила ряд требований, с которых и стартовал Таможенный союз.
Последние события в Белоруссии коренным образом изменили характер взаимоотношений между Минском и Москвой. Речь уже не идет ни о партнерстве, ни, тем более, о братстве между двумя народами. Россия диктует свои условия, пользуясь безвыходным положением, в котором оказалась Белоруссия, вынуждая Минск продать основные активы. У Лукашенко нет выбора. В борьбе за то, чтобы не оказаться поглощенным Европейским Союзом, он попался в лапы Российского союза.
Россия надеется, что Киргизия, Таджикистан и Украина тоже вскоре присоединятся к Таможенному союзу. Это свидетельствует о том, что стратегические интересы Москвы лежат не только в области финансов. Киргизия и Таджикистан - невыгодные союзники, с экономической точки зрения. Они не принесут ни чистой прибыли, ни обеспечат России выхода на новые рынки сбыта, но через эти страны идет основной поток наркотиков из Средней Азии. В рамках Таможенного союза, Москва получит возможность предпринять меры по усилению контроля за прозрачными границами своих среднеазиатских соседей.
Украина, структура экономики которой жизнеспособна, балансирует между Россией и Евросоюзом. Такую стратегию избрали власти этой страны. Москва мечтает о присоединении Украины к Таможенному союзу. Премьер-министр РФ Владимир Путин на переговорах с украинским премьером Николаем Азаровым заявил, что от вступления в Таможенный союз Украина могла бы получать до 9 миллиардов долларов в год.
Но Киев также ведет переговоры о создании зоны свободной торговли с Европейским Союзом. Тем не менее, перспективы возможного присоединения Украины к ЕС весьма отдаленные, в то время как 2011 год обещает быть чрезвычайно сложным для украинской экономики.
Дефицит украинского пенсионного фонда составляет в настоящий момент около 65 миллиардов гривен (270 миллиардов рублей), что привело к необходимости проведения пенсионной реформы, которая предусматривает повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет. С другой стороны, низкие тарифы на жилищно-коммунальные услуги привели к упадку этой отрасли. В результате, цены на электроэнергию в жилых домах поднялись на 139% (на 100% в январе и на 39% дополнительно поднимутся в августе 2011 г.).
В 2011 году начнется тяжелый период погашения кредитов Киевом, который уже обратился к Москве с просьбой отсрочить на год погашение двухмиллиардного долга российскому банку ВТБ. В этой сложной ситуации Украина должна определиться с ориентацией своей экономики, то есть сделать выбор между Евросоюзом или Единым экономическим пространством России, Белоруссии и Казахстана.
В 2010 году российско-украинские отношения потеплели, и Москва и Киев возобновили диалог. В результате, двусторонний товарооборот между странами увеличился почти в 2 раза и достиг 50 миллиардов долларов в прошлом году.
Несмотря на задержки в создании совместного предприятия Нафтогаза Украины и российского Газпрома, обе корпорации сделали большой шаг вперед, гарантировав бесперебойные поставки российского газа в Европу через территорию Украины.
Все вышеупомянутые страны заинтересованы и испытывают необходимость во вступлении в Таможенный союз, в котором доминирующая роль принадлежит России, но при этом каждая играет в свою игру.
Россия сомневается в возможностях Казахстана остановить поток контрабанды и наркотиков через казахстанско-китайскую и казахстанско-киргизскую границы. Это подтвердил скандал, связанный с недавней отставкой председателя Таможенного комитета Республики Казахстан и арестом участников преступных формирований, действовавших на таможенных постах «Хоргос» и «Калжат» на границе с Китаем. После этого Казахстан ужесточил и таможенный контроль на переходах с Киргизией. Россия понимает, что потоки контрабанды ставят под угрозу внутренний рынок Таможенного союза.
В то же время, президент Белоруссии, Александр Лукашенко, выразил надежду, что Таможенный союз поможет разрешить существующие противоречия и конфликты, прежде всего, обеспечит равный доступ к транспортным системам - нефтепроводам и газопроводам - и единую тарифную политику в сфере поставки углеводородов, как из России, так и из Казахстана.
Официальные белорусские представители утверждают, что было бы намного рентабельнее перерабатывать казахскую нефть в Белоруссии. Импорт нефтепродуктов из Казахстана в Белоруссию в прошлом году составил 313 млн. долларов, в 5,4 раза больше, чем в предыдущем.
В Казахстане завязалась острая полемика в отношении интеграции трех стран-членов Таможенного Союза. Оптимисты предполагают, что благодаря ЕЭПу образуется огромный рынок в 170 миллионов человек, что будет благоприятствовать развитию национальных предприятий.
По предварительным подсчетам, Таможенный союз позволит трем странам, входящим в его состав, увеличить ВВП более, чем на 15%, к 2015 г. Россия получит свыше 400 млрд. долларов, Казахстан и Белоруссия - более 16 млрд. каждая.
Таможенный союз обеспечит свободное передвижение услуг, капитала и рабочей силы, что является огромным преимуществом, по сравнению с текущей ситуацией, когда граждане Казахстана, приезжающие в Россию, и русские, приезжающие в Казахстан даже на короткий срок, вынуждены оформлять временную регистрацию.
Казахские пессимисты - рядовые граждане, быстро заметили, что цены поднимаются. Если к единому знаменателю приводятся пошлины на импорт, значит должны выровняться цены и на другие товары, включая топливо и горюче-смазочные материалы.
В Казахстане значительная часть населения (около 2,5 миллионов человек при общей численности населения не более 16 миллионов) занимается так называемым «челночным бизнесом». Для большинства из них создание Таможенного союза, в первую очередь, связано с повышением пошлин на продукцию, которую они, в свое время, ввозили по довольно либеральным таможенным правилам, действующим в Казахстане. Не исключено, что многие, в официальной статистике именуемые как "самозанятые", могут в скором времени потерять свой традиционный источник дохода.
Если в Казахстане, прежде всего, поднимается вопрос об экономической целесообразности этого проекта, то России большее внимание уделяет геополитике, так как она не может оставить без ответа вызов, брошенный Китаем. Москва пытается укрепить свои позиции в Средней Азии с помощью двух механизмов: Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – военно-политического инструмента, и Таможенного союза – экономического инструмента. Таким образом, Таможенный союз также необходим, чтобы замедлить рост экономической активности Китая в Средней Азии. Также не следует пренебрегать возможностью воспользоваться антикитайскими настроениями в Казахстане.
В то время как Россия занимается геополитическими расчетами, Белоруссия и Казахстан обсуждают вопросы жизни и смерти. Белоруссии уже перечислен первый транш кредита в 800 миллионов долларов из Антикризисного фонда ЕврАзЭс. В ближайшие три года Белоруссия, в общей сложности, должна получить три миллиарда долларов, которые будут выделены, в основном, из бюджета России и Казахстана.
В свою очередь, Москва и Астана ожидают, что президент Белоруссии, Александр Лукашенко, предпримет реальные реформы, а не косметические. Тем не менее, пока не ясно, какова будет реакция этих стран, если предоставленный Белоруссии кредит не спасет ее от дефолта, и белорусский кризис затормозит создание ЕЭП.
Если асимметрия власти ставит Россию в привилегированное положение, не следует забывать и о власти более слабых государств. Вступление в Таможенный союз Киргизии и Таджикистана имеет как положительные, так и отрицательные стороны, так как в ситуации геополитической и экономической нестабильности оба этих потенциальных члена ожидают получить больше, чем дать.
Норберто Эммерих – сотрудник Аргентинского центра международных исследований