Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российские банки идут на риск

В прошлом году шок от кризиса был еще заметен, и российские финансовые институты при выдаче кредитов вели себя осторожно. Сегодня лидеры отрасли действуют более смело, и прежде всего это относится к Сбербанку.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Своими последними действиями Герман Греф привлек внимание даже бульварной прессы – российский Сбербанк, являющийся крупнейшим финансовым институтом в Восточной Европе, в ближайшее время установит автоматы, которые будут выдавать потребительские кредиты. Странная затея, говорят некоторые, тогда как другие превозносят это решение.

Москва - Своими последними действиями Герман Греф привлек внимание даже бульварной прессы – российский Сбербанк, являющийся крупнейшим финансовым институтом в Восточной Европе, в ближайшее время установит автоматы, которые будут выдавать потребительские кредиты. Это будет происходить полностью автоматически, без участия сотрудников банка. Риски невозврата выданных средств автомат будет оценивать при помощи электронного детектора лжи, работа которого базируется на программах распознавания речи.

Странная затея, говорят некоторые, тогда как другие превозносят это решение, называя его инновационным прорывом в будущее. В любом случае глава банка Герман Греф еще раз доказывает, что он хочет расширяться любыми способами. Помимо пиар-сенсаций вроде кредитных автоматов, его главным инструментом является агрессивное предоставление выгодных кредитов.

Лидер рынка извлекает выгоду из огромных запасов ликвидности

Выбор момента оптимален – ни один российский финансовый институт не смог так хорошо выйти из кризиса, как это сделал Сбербанк. Эта сберегательная касса Советского Союза, которую бывший министр экономического развития Герман Греф с конца 2007 года пытается перестроить с прицелом на глобальное развитие, получает каждый второй рубль, направляемый в России на сбережение. Как раз в смутные времена финансового кризиса население страны предпочитало класть наличность только на счета в «Сбере», тогда как все остальные финансовые институты двигались к банкротству или оказывались под опекой государства.

Сегодня Греф сидит на огромном избытке ликвидности, и эту подушку он может использовать для того, чтобы выбросить на рынок более дешевые кредиты, чем это делают конкуренты. Он хочет, чтобы Сбербанк рос органично, и для этого Греф выбирает другую стратегию, отличную от той, которую берет на вооружение его конкурент Андрей Костин, возглавляющий второй по значению банк ВТБ. Частью избранной банком ВТБ стратегии расширения стало приобретение «Банка Москвы».

Второй по величине банк пострадал от рискованной покупки

Приобретение «Банка Москвы», занимающего пятое место среди крупнейших кредитных институтов России, может стать серьезной проблемой для Костина: на прошлой неделе Центральный банк сообщил о том, что группа ВТБ взяла кредит из государственных средств в размере 14 миллиардов долларов. Помощь государства стала необходимой, так как после покупки в феврале мажоритарного пакета акций «Банка Москвы» в его балансе было обнаружено угрожающее количество плохих кредитов. Неотложная помощь со стороны Центрального банка и Агентства по страхованию вкладов оказалась самым крупным пакетом государственной помощи (bailout) в российской истории. Аналитик Владимир Савов из банка «Открытие», говоря об этом решении, не скупится на критику: «Центральный банк в прошлом неадекватно выполнял свою контрольную функцию в отношении «Банка Москвы». Этот банк до февраля этого года находился в собственности города Москвы, но осенью прошлого года президент Дмитрий Медведев уволил мэра города Юрия Лужкова за неудовлетворительное руководство, а также в связи с обвинениями в коррупции. После этого  Москва сократила свое участие в «Банке Москвы».

Таким образом ВТБ в ближайшие несколько лет будет пытаться переварить сделанную им рискованную покупку. Кроме государственного динозавра Сбербанка, в настоящий момент практически ни один банк не может расти – ни за счет приобретений, ни за счет расширения кредитного портфеля. Малые и средние банки все еще сталкиваются с трудностями, связанными с необходимостью рефинансирования валютных заимствований. Хотя плохие кредиты в балансах банков являются контролируемыми, в процентном отношении количество так называемых невозвратных кредитов (non-performing loans, NPL) увеличивается из месяца в месяц. Кроме того, российский финансовый сектор до такой степени невнимательно относился к управлению рисками, что определенная степень доверия была утрачена.

При этом макроэкономические горизонты России не выглядят особенно мрачными. В текущем году правительство ожидает достичь показателей роста в 4,2%, а в банковском секторе особенно хорошо себя чувствует ритейл, и объем выданных в мае кредитов вырос на 8,7% в сравнении с этим же месяцем прошлого года.

Банки постепенно отпускают педаль кредитного тормоза, однако от нормального состояния растущего рынка Россию еще отделяет некоторое расстояние, считает Торстен Эрдман (Torsten Erdmann) – руководитель московского представительства банка Kommerzbank. «Рост кредитования приходится прежде всего на государственные банки, которые используют имеющиеся у них выгодные условия рефинансирования», - отмечает он. Однако здесь скрывается опасность нарушения конкуренции, что может повредить частным банкам.

Кроме того, корпоративный сектор в России еще не набрал необходимой скорости. Хотя президент Дмитрий Медведев постоянно призывает к проведению модернизации. После кризиса заметных крупных инвестиций в промышленность на основе долгосрочных концепций финансирования почти не было, говорят  банкиры, а те, что были сделаны, приходятся на долю Сбербанка.