Президент России Дмитрий Медведев 29 июня, во время своего выступления по поводу бюджета на 2012-2014 года, назвал децентрализацию одной из основных целей для страны. Российский лидер призвал к продолжению приватизации, снижению корпоративных налогов, к уменьшению роли государства в экономике и к другим мерам по удержанию страны на плаву.
Медведев указал создать две правительственные группы, которые будут разрабатывать план по децентрализации. Вице-премьер Александр Хлопонин был назначен главным по финансовой стороне, в то время как другой вице-премьер, Дмитрий Козак, будет отвечать за легальную сторону аспекта. В настоящее время Хлопонин является полпредом президента на Северном Кавказе, в то время как Козак занимал этот пост с 2004 года по 2007.
Сложно представить, что возможно случайное совпадение, что чиновники с самым обширным опытом в регионе были назначены главным разработчиками программы по децентрализации в прогрессивно унитарной Российской Федерации.
Судя по всему, обратная сторона концентрации всей политической власти в Москве оказалась лучше всего видна на Северном Кавказе. Учитывая свой продолжительно негативный опыт в данном регионе, Кремль выглядит решительно настроенным на строительство эффективной структуры в этом неспокойном регионе. Это дает Северному Кавказу важнейшую роль в эволюции современной России.
Согласно российскому министру финансов Алексею Кудрину, настоящих изменений от плана по децентрализации ждать не стоит раньше 2013 года из-за технических причин. Новые правительственные группы должны предоставить свои предварительные оценки к 15 сентября 2011 года, а окончательные стратегии к декабрю.
Изменения могут быть направлены на перераспределение налоговых доходов из Москвы в регионы на 5% российского государственного бюджета - или около 35 миллиардов долларов ежегодно - а также на перераспределение правительственных функций и услуг.
Помимо неэффективности московской политики на Северном Кавказе, главной причиной децентрализации является растущее финансовое давление на российское правительство. Благодаря росту цен на нефть и малому количеству экономических реформ, Москва взяла на себя многие социальные обязанности и осуществление грандиозных планов.
Однако в нынешнем экономическом положении нестабильности и медленного роста осуществление подобных обязательств становится тяжелым грузом, однако и избавление от них не представляется возможным в связи с предвыборной кампанией. В 2011 году дефицит российского бюджета должен превысить 25 миллиардов долларов, несмотря на высокие цены на нефть и газ.
Финансовые проблемы вынудили Москву ущественно изменить свою региональную политику. Республики Северного Кавказа, названные среди главных приоритетов Кремля, пережили существенные сокращения бюджетов - около 10% или больше в 2011 году. В 2012 году Москва передаст финансовые обязанности по здравоохранению, образованию, культуре и субсидированном сельском хозяйстве региональным властям, оставляя за собой финансирование полиции.
Республики Северного Кавказа получают до 60% средств своего бюджета прямыми перечислениями из Москвы, и эффект ужесточения сильно почувствуется именно здесь. Москва тратит примерно десять миллиардов долларов ежегодно на Северный Кавказ, и цифры эти точно не учитывают специальное финансирование российской армии и секретных служб, которые активно работают в нестабильном регионе.
Более того, существенное сокращение бюджета в этих республиках приведет к еще большему разочарованию среди местного населения и дальнейшей нестабильности.
Москва также ограничена в своих действиях из-за растущей ксенофобии среди этнических русских. Российские националисты проводят протесты против «кормления Кавказа» в Москве.
Перераспределение средств от этнических русских регионов на Северный Кавказ может привести к протестам среди российских националистов, с которыми правительство может не справиться.
Изменения в законодательстве обычно происходят одновременно с политическими переменами. Источник из правительства заявил газете «Ведомости», что процесс финансовой централизации крепко связан с изменениями в политике. Сказав «А», президент должен был сказать и «Б» - нельзя региона механически давать деньги, не давая политической автономии.
Галина Курляндская, директор центра налоговой политики, подтвердила, что экономическая децентрализация без политической не окажется эффективной.
Советник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович заявил, что правительственная стратегия по финансовой децентрализации не изменится вне зависимости от результатов президентских выборов 2012 года.
Однако эксперты с этим не согласны, считая, что Путин раз и навсегда положит этому конец.
В своем выступлении на встрече по поводу бюджета Медведев подчеркнул важность привлечения частных инвестиций в российские регионы. Однако на Северном Кавказе пригодность лидеров сродни Рамзану Кадырову измеряется пока умением подавлять местные сепаратистские движения и контролировать местную оппозицию, а не успешностью привлечения инвестиций.
Поэтому слова Медведева прямо противоречат нынешней региональной политике в мельчайших подробностях. Налоговое и политическое давление на Россию гарантирует, что, кто бы ни пришел к власти в 2012 году, серьезные изменения между Москвой и Северным Кавказом близки