БЕРЛИН — На канцлера Германии Ангелу Меркель обрушились с критикой представители самых разных политических сил после того, как в новостях появилось сообщение о тайной сделке на несколько миллиардов долларов по продаже двухсот танков Саудовской Аравии. Сведения о сделке просочились из совета национальной безопасности Германии, одобрившего ее.
Правительство ответило тем, что информационные агентства Германии назвали «гробовым молчанием», что лишь подогрело, а не смягчило негодование, вызванный сделкой, объем которой, по оценкам специалистов, составляет около 2,5 миллиардов долларов.
Отношения Германии с ее союзниками по блоку НАТО стали напряженными, когда она воздержалась от участия в голосовании Совета Безопасности Организации Объединенных Наций по резолюции, санкционирующей проведение военных действий для защиты ливийских граждан. Теперь правительство одобрило поставку в Саудовскую Аравию 68-тонных танков, несмотря на то, что у всех еще свежи воспоминания о саудовских танках, въезжающих в Бахрейн, чтобы помочь подавить протесты.
По данным, представленным на вебсайте компании Krauss-Maffei Wegmann, производителя этой модели танка, конструкция последней версии танка, «Леопарда 2А7+», включает «несмертельные средства» и «лопасть для прохождения препятствий»: что-то вроде плуга впереди, способного прокладывать дорогу среди завалов и баррикад.
«Это совершенный танк, чтобы въехать в Бахрейн и раздавить любое восстание, - заявил Ян Гребе (Jan Grebe), ученый боннского Международного центра конверсии, некоммерческого исследовательского института, занимающегося вопросами безопасности и развития. – Этот танк прекрасно подойдет и для разгона демонстраций в Эр-Рияде».
Не только политические противники, но даже члены партии самой г-жи Меркель подвергли критике продажу танков исходя из соображений прав человека. Сделка высветила также изменение позиции Израиля в отношении Саудовской Аравии. Примечательно, что Израиль не выразил своего недовольства в связи со сделкой по продаже оружия, и здешние государственные источники указывают, что она была предварительно согласована с американцами и с израильтянами, прежде чем получила официальное одобрение правительство.
Правительство Саудовской Аравии, в котором Израиль некогда видел потенциальную угрозу Иерусалиму, все чаще рассматривается как гарант стабильности в этом взрывоопасном регионе, когда революционный пожар разносится по Ближнему Востоку.
«Каждый предпринятый нами шаг в этом регионе мы совершаем при условии, что он способствует безопасности и укрепляет право Израиля на существование, - говорит Филипп Миссфельдер (Philipp Missfelder), представитель по международным отношениям консервативной Христианско-демократической партии, возглавляемой Меркель.
Хотя Миссфельдер отметил, что он не присутствовал на секретных переговорах в немецком Совете безопасности, однако он заявил, что, по его мнению, сделка в поддержку Саудовской Аравии соответствует интересам Германии.
«Мы не можем делать вид, что в наших силах перекрасить мир в розовый цвет, чтобы все было в порядке, - говорит он. – Мы – зрелая страна, и должны определять свою политику через призму собственных стратегических интересов».
Эту продажу можно также рассматривать как попытку успокоить саудовцев, в начале этого года пришедших в ярость, когда президент Обама встал на сторону протестующих в Египте и помог отстранить от власти Хосни Мубарака, и еще раз потом, когда блок НАТО начал свою военно-воздушную кампанию против Муаммара Каддафи в Ливии.
Главой немецкого совета национальной безопасности является г-жа Меркель; в состав совета входят министры, глава аппарата канцелярии Меркель и, с правом совещательного голоса, генеральный инспектор вооруженных сил. Несанкционированная информация из совета просачивается редко. Сам факт появления этой информации об утверждении советом сделки по продаже танков «Леопард», опубликованной на прошлых выходных в информационном журнале Der Spiegel, в Германии рассматривается как признак разногласий и накала страстей вокруг этого вопроса.
Ник Браун (Nick Brown), главный редактор журнала Jane’s International Defense Review, отмечает, что сделка еще не завершена и еще может провалиться; и, если это случится, то «станет действительно большим сдвигом».
«Саудовцы уже давно просили продать им «Леопарды», и Германия все время отказывала им», - заявил г-н Браун, имея в виду запросы на продажу танков образца 1980-х.
Он подчеркнул, что, хотя танки можно использовать для операций в населенных пунктах, они все же больше подходят для военных целей, чем для разгона демонстрантов. Бронемашины, посланные в Бахрейн, были меньше, чем бронемашины саудовской национальной гвардии, а не лучшими танками армии, и использовались только для защиты материальных ценностей, а не против демонстрантов.
Во время бурных дебатов в парламенте в среду Юрген Триттин (Jürgen Trittin), руководитель Партии Зеленых, заявил, что правительство «стимулирует гонку вооружений на Ближнем Востоке»; после этого Йоахим Пфайфер (Joachim Pfeiffer), экономический представитель партии г-жи Меркель, немедленно тут же в Бундестаге обвинил его в лицемерии.
Германия в последние годы все чаще вызывает опасение своими слишком независимыми действиями; беспокойство особенно усилилось, когда она пошла на разрыв со своими союзниками в вопросе об интервенции в Ливию. Продажа танков «Леопард» подкрепляет растущее у многих впечатление о меркантильности Германии, внешняя политика которой основана в первую очередь и прежде всего на ее экономических интересах.
Хотя немецкое правительство потребовало сокращения бюжета в Греции, однако при этом официальные лица также настояли, чтобы этот их попавший в беду европейский партнер выплатил все свои обязательства по военным контрактам. Германия является важнейшим торговым партнером по продаже оружия.
Несмотря на свой образ страны, исповедующей пацифизм, впрочем, умеряемый памятью о жестокостях времен Второй мировой войны с ее полным поражением, Германия является крупнейшим мировым производителем и продавцом оружия, на долю которого, по данным Стокгольмского международного исследовательского института проблем мира, приходится 11% мирового экспорта традиционных вооружений, что означает третье место в мире после Соединенных Штатов Америки и России. Соединенные Штаты – не только крупнейший в мире экспортер оружия, но, кроме того, он издавна снабжает оружием вооруженные силы Саудовской Аравии.
В течение десятилетия после окончания Второй мировой войны Германия не имела военной промышленности из-за запрета наций-победительниц на производство оружия. Когда германская промышленность начала наращивать производство, одним из ее козырей стали танки, на которые ставились те же мощные моторы, что и на грузовики, рассказывает Михаэль Бржоска (Michael Brzoska), профессор и директор Института мирных исследований и политики безопасности при Гамбургском университете. Сегодня, по его словам, на военную промышленность работает примерно 80 тысяч человек.
Однако, поскольку европейские правительства урезали расходы на системы вооружений, этим рабочим местам, в отсутствие новых рынков, грозит исчезновение.
«Было такое впечатление, что в Германии больше, чем во Франции или в Великобритании ограничений в отношении экспорта на Ближний Восток, - говорит Марк Бромли (Mark Bromley), старший научный сотрудник программы по поставкам оружия Стокгольмского института. – Резкое снижение оборонного бюджета оказывает давление на правительства, которые вынуждены помогать промышленности обеспечивать себе внешние рынки, и это характерно не только для Германии».