Стратегическая программа действий, о которой объявила Варшава перед тем, как начать свое председательство в ЕС, подтверждает растущую силу и политические амбиции этого государства, его стремление занять достойное место рядом с так называемыми тяжеловесами континента, умножая доверие между старыми и новыми членами ЕС, уменьшая ограничения и препятствия в общей бизнес-среде. Прозрачный рынок полностью отвечает национальным интересам Латвии, в этом мы убедились за долгие годы правления «создателей схем».
Понятно и логично функционирующая хозяйственная деятельность - это вклад в повышение ценности ЕС. И потенциал роста 27 стран ЕС намного больше, чем сейчас может показаться. Понятно, что не удастся обойтись без подавления национального эгоизма в себе. И, даже если сейчас кажется почти невозможным убедить немецкого или французского фермера, что ему придется получать такую же (маленькую) поддержку, как и его коллеге в странах Балтии, ясно, что перемены необходимы. Слишком несправедливым выглядит порядок, когда, к примеру, в виде прямых платежей греческий крестьян за один гектар получает 420 евро, а латыш – только 90 евро.
Точно так же, как в экономике, в вопросах безопасности и внешней политики тоже необходимо большее единство всех стран блока, что позволит ЕС говорить более ясным языком. В столицах всех 27 стран-членов ЕС должны уметь понять не только близкие для своего региона проблемы (например, Италии и Средиземноморья), но и осознавать значимость восточной политики ЕС. Определенные, но неуверенные надежды на это дали резолюции ЕС накануне прошедшего саммита ЕС и России и в связи с предстоящими выборами в Госдуму России.
Общая граница поясняет активность и ведущую роль Польши в Восточном партнерстве с бывшими республиками СССР. Однако Варшава четко обозначила также необходимость серьезной деятельности в южном направлении – в арабских странах Африки. Польская дипломатия не стесняется понятного языка – ЕС должен поддержать демократические устремления на Ближнем Востоке. Это подтвердил визит министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского в главный опорный пункт ливийских революционеров в Бенгази, чтобы выразить поддержку противникам Муаммара Каддафи. Только после этого в Бенгази прибыла верховный представитель ЕС по внешним делам Кэтрин Эштон, которая открыла там представительство ЕС. Польша намерена направить в Бенгази своего посла, который одновременно будет представлять также ЕС.
На таком фоне активности Варшавы во внешней политике вызывают недоумение обвинения Сикорского в адрес Литвы за дискриминацию польского меньшинства. Скандальным демаршем назвали в Вильнюсе недавнее прибытие министра в Литву на саммит Демократического сообщества. Сикорский демонстративно встретился только с представителями местной польской общины и заявил, что в таких условиях дискриминации его нога не ступит в Литву. Это, кажется, был, не очень дальновидный шаг.
Перевод: Лариса Дереча