Находящийся проездом в Париже сирийский оппозиционер Ашраф Альмукдад рассказывает нам историю 13-летнего мученика, его двоюродного брата Хамзы, которого пытали и убили власти города Дераа.
Сирия бурлит уже четыре месяца. Зародившийся в Тунисе ветер арабской весны достал до самых отдаленных уголков Ближнего Востока. Не осталась в стороне и Дераа, маленький сирийский городок на границе с Иорданией.
Именно здесь 15 марта и началась сирийская революция, которая сегодня больше чем когда-либо угрожает власти Башара Асада. По информации неправительственных организаций, в результате репрессий властей с жизнью расстались 1300 человек, а еще 10 000 оказались за решеткой.
Здесь родителям юного Хамзы аль-Хатиба, который стал символической фигурой народной борьбы, передали покрытое следами от пыток тело их сына.
Его двоюродный брат Ашраф Альмукдад, который сбежал из страны и сейчас находится проездом в Париже, рассказал le Nouvel Observateur об отправном пункте сирийской революции, мученической смерти его юного родственника, робкой надежде на приход демократии…
«Забудьте о ваших детях»
«15 марта власти обнаружили, что дети написали на стене школы «Долой Асада», - рассказывает двоюродный брат Хамзы, который сам тоже родом из Дераа. - Они окружили школу и забрали с собой 15 детей. Всем им не было и 12 лет. Дети бесследно исчезли. Родители повсюду их искали, организовали для этого специальную группу, и в итоге им удалось встретиться начальником местных служб безопасности. Это было уже три недели спустя после их пропажи. Чиновник ответил: «Забудьте о ваших детях и идите делать новых. Если вы на это не способны, то приводите сюда ваших жен, и мы сделаем все за вас».
Пожар разгорается
Эти жестокие слова, которые наложились на пережитые после исчезновения 15 детей страдания, вызвали взрыв негодования в городе. «Тогда и начались манифестации, - утверждает сирийский оппозиционер. - В городе воцарился страх, и репрессии еще усилились. Два дня спустя все жители Дераа вышли на улицы. Тогда они убили 114 человек и похитили Хамзу». «В итоге они отпустили девятерых из похищенных 15 марта детей. Они были все изранены, у них вырывали ногти… Шестеро до сих пор не найдены и, вероятно, давно мертвы», - считает Ашраф Альмукдад.
Что касается Хамзы, он больше никогда не увидит родителей. Несколько дней спустя семье вернули его изуродованное, изрешеченное пулями и покрытое следами побоев тело. Новость распространилась, как лесной пожар, а сам Хамза стал символической фигурой борьбы сирийцев за свободу, демократию и окончание репрессий.
Волна арестов
Но что произошло с его семьей? «После того, как они убили Хамзу и отправили его тело семье, они забрали его отца, - рассказывает оппозиционер. - И знаете, что предложил ему Башар Асад? Он приказал ему извиниться в обмен на миллион сирийских ливров (около 20 000 долларов). Отец Хамзы отказался, и с тех пор службы безопасности арестовывали его уже семь раз. Если он пытается куда-то поехать, пройти через пропускной пункт, его сразу же задерживают на несколько дней».
Режиму до сих пор не удалось подавить мятеж в Дераа. Отсюда волна манифестаций против авторитарной власти клана Асада распространилась по всей стране.
«С риском для жизни»
«Сейчас все выходы из нашего города перекрыты контрольными пунктами и танками. Если вам нужно выехать куда-нибудь, например, чтобы купить продуктов, вы не можете отсутствовать больше двух часов и должны иметь при себе пропуск от губернатора, - описывает ситуацию двоюродный брат Хамзы. - Каждую неделю жители бросают вызов опасности и с риском для жизни отправляются на манифестации, чтобы еще раз выразить протест против Асада».
«Каждую ночь люди стараются взобраться на крышу, чтобы прокричать «Аллах Акбар» и заявить тем самым о неприятии режима, - продолжает Ашраф Альмукдад. - Мы пытаемся помочь им извне. Недавно я был на границе с Иорданией, где передал молодым людям иорданские SIM-карты, чтобы те смогли обойти с их помощью сирийскую цензуру, которая не дает им пользоваться мобильными телефонами».
Общение людей посредством телефонной связи или интернета находится под жестким контролем властей, которые нередко обрывают соединение и пытаются полностью изолировать страну от внешнего мира. Въезд в Сирию запрещен для всех журналистов и правозащитных организаций. Молодежь пытается различными способами обойти эту цензуру, используя в том числе телекоммуникационные сети соседних государств.
Свобода
«Надеюсь, что мы победим диктатуру. Надеюсь, что в нашей стране получится установить демократию. Надеюсь, что этот кошмар закончится, - говорит Ашраф Альмукдад. - Я работаю с другими оппозиционерами в Анталии и вхожу в исполнительный комитет. После стольких лет без демократии нам нужно многому научиться. Как детям. Мне кажется, демократия похожа на велосипед: нужно сесть на него и попытаться поехать. Как только вы научитесь, то больше этого не забудете».