6 июля Организация договора о коллективной безопасности, или ОДКБ, начала последний раунд военных учений. ОДКБ, которая является возглавляемым Россией многонациональным альянсом в сфере безопасности, с момента своего создания из слабого и неорганизованного блока превратилась в более крупный и структурированный блок. Однако она стала скорее не соперником НАТО, что было изначальной заявленной целью ОДКБ, а российской площадкой для усиления своего влияния на бывшей советской периферии.
ОДКБ была создана вскоре после распада Советского Союза в 1992 году как средство для России сохранить свои военные отношения со многими из бывших советских государств. Организация состоит из наиболее лояльных России стран и включает в себя Белоруссию, Армению, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан, который стал членом организации в 2006 году.
И хотя ОДКБ изначально планировалась как преемница Варшавского пакта, с начала 90-х по середину 2000-х годов Россия была слаба в геополитическом смысле, и ОДКБ была не более чем политическим разговорным форумом и время от времени проводила случайные военные учения. Однако в середине 2000-х годов у России начался период геополитического возрождения, кульминацией которого стала война с Грузией августа 2008 года. Используя импульс от этой войны, Россия восстановила свое особое положение в ОДКБ и в 2009 году создала новый компонент военного блока – Коллективные силы оперативного реагирования, которые повысили число военных в оборонном блоке от 1 500 до 16 000 и сделали упор на таких вещах как борьба с терроризмом и наркоторговлей.
Что еще более важно, это дало России право под флагом сил оперативного реагирования разместить свои войска на территории других стран-членов ОДКБ. Невзирая на усиление роли России, ОДКБ по-прежнему не соперница НАТО и, вероятно, никогда не станет структурным ответом НАТО.
Оборонный блок не проводил операций за пределами своей территории, как это делает НАТО, и Россия – по-прежнему доминирующий игрок в этой организации. Вместо этого ОДКБ стала российской площадкой для повышения военного присутствия и усиления своего влияния внутри блока, а также структура дает России менее агрессивный и более институционализированный способ реагировать на события внутри стран-членов ОДКБ. Например, Россия воспользовалась блоком как платформой для ответа на этнические беспорядки в Киргизии в июне прошлого года – вместо того, чтобы ответить агрессивно и в одностороннем порядке.
Этот процесс военного сотрудничества и интеграции должен смягчить угрозы безопасности, которые стоят перед Россией в ее непосредственной близости. Таким образом Москва сможет сосредоточиться на более насущных угрозах, таких как американская ПРО в Центральной Европе и сам блок НАТО – этим Россия предпочтет заниматься скорее в одностороннем порядке, чем посредством ОДКБ.