Большая часть российских деятелей кино никак не может сделать выбор между консерватором Путиным и либералом Медведевым.
Хотя времена, когда Сталин заказывал Эйзенштейну прославляющие его пропагандистские фильмы, остались в далеком прошлом, российские режиссеры по сей день сохраняют кровные узы с властью.
Обещание возродить так называемую либеральную партию под руководством Михаила Прохорова покорило сердца некоторых артистов, которые еще вчера не желали примыкать ни к одному лагерю. Так, хорошо знакомый французским любителям кино создатель «Такси-блюз» и «Острова» Павел Лунгин появился рядом с олигархом на недавнем собрании «Правого дела» вместе со своим коллегой Андреем Кончаловским и актером Леонидом Ярмольником. «Я прослушал доклад Михаила Прохорова, мне очень понравилась его речь. Правая партия, как я понял ее программу, ставит в центр жизни и своей работы человека, что вообще ново для нашей политики», - объясняет Павел Лунгин, который возглавляет Российско-французскую академию кино.
От никеля на большой экран
В то же время режиссеры довольно прохладно отнеслись к новости о создании Владимиром Путиным «Народного фронта», который призван объединить в себе предпринимательские и творческие силы страны. Так, партия нынешнего премьер-министра «Единая Россия» насчитывает в своих рядах создателя картины «Очи черные» Никиту Михалкова, последние фильмы которого (в частности хвалебная биография Путина) были похоронены под градом критики. Его отец Сергей Михалков в 1944 году написал гимн СССР по заказу Сталина, а затем переписал слова в 2000 году по просьбе Путина. Кроме того, в «Единой России» состоит и актер Федор Бондарчук, отец которого был создателем монументальной картины «Война и мир». В то же время ни один из этих кинематографистов не захотел встать под знаменем «Народного фронта». Как полагают некоторые, это можно расценивать как признак того, что большая часть интеллектуальной элиты надеется на либеральный поворот в развитии страны.
«Раньше российская политическая картина приводила нас в отчаяние. Теперь благодаря Михаилу Прохорову и партии «Правое дело» здесь открывается новое пространство», - считает бывший куратор Третьяковской галереи Андрей Ерофеев. «Страна зашла в тупик, партия «Единая Россия» совершенно одряхлела, а элита не знает, как из него выбраться. Вместо того, чтобы жаловаться на то, что все идет прахом, нужно принять различные инициативы, как, например, инициативу Прохорова», - подчеркивает Павел Лунгин.
Такой внезапный всплеск интереса к никелевому миллиардеру вызывает улыбку у многих наблюдателей, которые напоминают о том, что за неимением государственных средств финансирование российских фильмов в значительной мере ложится на плечи олигархов. Так, возглавляющая благотворительный Фонд Михаила Прохорова сестра бизнесмена постепенно превращается в главного мецената российской культуры. Деньги ее брата помимо всего прочего позволили Ирине Прохоровой принять участие в финансировании культурной программы «перекрестного» Года России и Франции. «Когда всем станет известно имя будущего президента, у артистов будет еще достаточно времени, чтобы сменить лагерь», - шутит российский интеллектуал.
Судьба российского кино вызывает серьезное беспокойство и у самого Владимира Путина: он пообещал выделить на финансирование новых картин 4,3 миллиарда рублей. Одновременно с этим он призвал режиссеров снимать сцены в избах, а не столь любимом ими экзотическом окружении.