Не так уж много занятий, которые требуют максимальных результатов в конкретные несколько решающих секунд, как при забеге на спринтерскую дистанцию. Еще меньше занятий, предполагающих, что за этот краткий миг ты должен добиться прямого контакта со своим «соавтором». Фотографирование сотни мировых лидеров во время мероприятий ООН одно из них.
Листая «Власть» («Power»), новый альбом английского фотографа Платона (Platon), содержащий портреты политических лидеров, обращаешь внимание на то, что эти люди – практически исключительно мужчины – выглядят так, как будто они стараются быть выше нас, простых смертных. Они явно хотят выглядеть идеально, почти как святые. При этом очевидно, что в драгоценные моменты позирования Платону удается войти с ними в контакт и проникнуть за тщательно конструируемую ауру власти.
Платон родился в Лондоне в 1968 году. Его работа принесла ему немало международных наград. Сделанные им фотографии знаменитостей украшали страницы таких журналов, как New Yorker, Time, Rolling Stone и Vanity Fair. Сейчас он вместе с семьей живет в Нью-Йорке. Даже когда он говорит о своей работе и чувствах, которые им движут, он очень напряжен, как будто боится упустить момент для фотографии. По его мнению, его задача заключается в том, чтобы лечить общества разных стран от амнезии. Он всегда отчаянно стремится остановить время, чтобы запечатлеть чье-нибудь существование – все равно, политического лидера или одного из демонстрантов на каирской площади Тахрир. Он считает, что его фотографии позволяют ему передавать основную суть бытия этих людей.
Вполне естественно, что для того, чтобы убедить всех этих лидеров с ним сотрудничать, фотографу пришлось приложить немало стараний. «Перед встречей с каждым из них я был вынужден долгое время иметь дело с их окружением – с аппаратами Даунинг-стрит, 10, Кремля, Белого дома, ООН». Платон признает, что когда он собирался фотографировать Владимира Путина, он ощущал, что его запугивают. «Самое трудное для меня перебороть эту нагнетаемую робость и продолжать вести себя по-человечески. В подобных случаях чувствуешь себя так неудобно, что невольно хочется поддаться и склонить голову». Чтобы добиться успеха ему приходиться культивировать в себе пренебрежительное отношение к власти. «Я много думаю о том, как брать под контроль и фокусировать внутреннюю напряженность. Если, скажем, президент поднимает бровь, для меня это важное событие, и я должен его поймать. Такой момент – буквально все для меня. Я вынужден быть самым бдительным человеком на планете. Я специально себя психологически накручиваю, чтобы с самого момента рукопожатия быть сверхчувствительным».
Просматривая его галерею мировых лидеров от Барака Обамы до Махмуда Ахмадинежада (они встретились под одной обложкой), я думала о том, как власть отпечатывается на лице. Надевает ли новый президент эту маску власти сразу, как только его выберут, или для того, чтобы его лицо изменилось, требуется время? А если политик теряет власть, меняется ли его лицо снова? Платон рассказал мне, как он фотографировал бывшего президента Кот-д’Ивуара Лорана Гбагбо (Laurent Gbagbo). «Он обладал полной властью и был от этого просто в экстазе. Его глаза были полузакрыты, как у ребенка, который объелся сладостями». Однако на этом дело не кончилось. Через несколько месяцев Гбагбо проиграл кровавую гражданскую войну и в газетах появились совсем другие его фотографии. Подавленный, неухоженный, он сидел вместе с женой в бункере, и ждал прихода солдат оппозиции.
В свою очередь Джордж Буш был несколько более сложным случаем. По словам Платона, Буш хотел выглядеть на фотографии счастливым человеком, а не проигравшим политиком. Если присмотреться к его портрету, можно увидеть, что он улыбается, но в его глазах нет улыбки. Политики часто носят маски, но сами эти маски могут о многом рассказать.
Все, кого фотографировал Платон, привыкли контролировать происходящее. Однако на какую-то долю секунды вся власть была именно у Платона. Он решал, когда нажать кнопку, определяя, какая из мимолетных истин будет запечатлена. Многие из фотографий Платона станут классическими, и навсегда будут представлять своих героев в истории. Когда мы смотрим на них, мы чувствуем присутствие власти и понимаем, кто из этих людей тиран и диктатор. Их тщательно сконструированные маски выдают даже больше, чем могли бы выдать их глаза.