Глобальная война валют вовсе не закончилась. Бразильский министр финансов Гидо Мантега в интервью “Financial Times” переходит в атаку, объявив, что Бразилия готовит целую серию дополнительных мер, чтобы затормозить губительный рост реала, достигший своего максимума за 12 лет по сравнению с американским долларом.
По мнению Мантега, Большая двадцатка (G20) должна выработать новые глобальные правила по регулированию курса валют. Сейчас ведется борба между различными странами, как, например, между Китаем и США по поводу необходимых мер, которые надо принять.
Как объяснил министр, медленный рост и низкий уровень процентной банковской ставки в развитых странах продолжают оказывать давление на бразильскую валюту, вынуждая власти рассматривать необходимость дальнейшего вмешательства в валютные рынки и в рынок ценных бумаг.
“Нам придется принимать дальнейшие меры”, – сказал он в конце конференции инвесторов, намекая, что о них не будет заявлено заранее. Уже во вторник центральный бразильский банк объявил об открытии аукциона по покупке долларов и о другой мере, нацеленной на повышение валютных резервов в южноамериканской стране для уменьшения давления на реал и снижения его роста.
Спираль
Бразилия, как и такие мировые экономические державы, как Китай, Турция, Чили, Колумбия и Россия, в которых в этот момент регистрируется высокий уровень роста, зажаты в спираль. С одной стороны, их центральные банки вынуждены повышать ставки, чтобы затормозить инфляцию, повышающуюся из–за увеличения потребления, являющегося в свою очередь синонимом экономического роста. С другой стороны, это повышение поднимает курс их валют, что приводит к уменьшению конкурентноспособности.
Не случайно, именно сегодня Китай объявил о новом повышении ставки рефинансирования на 25 основных пунктов.
Бразилия после неоднократных повышений в течение длительного периода довела основную ставку рефинансирования до 12,25%. В прошлом году валовой национальный продукт вырос на 7,5%, в 2011 году предполагается его рост на 4%.
Первый пункт в записной книжке Лагард
Если Бразилия критикует валютную политику развитых экономических стран, которые сохраняют низкие ставки, среди которых США (Соединенные Штаты имеют ставку, близкую к нулю, а Европейский Союз – 1,25% в ожидании завтрашнего решения Европейского Центрального Банка), Соединенные Штаты, в свою очередь, критикуют Китай, выдвигая обвинения, что китайцы удерживают юань на слишком низком уровне сравнительно с его фактической ценностью. Со своей стороны, Китай пообещал применитъ большую гибкость в определении обменного курса, что не слишком убедило его союзников. Напряженность на валютном рынке, которая долго обсуждалась в прошлом году во время встречи G20, причем великие мировые державы так и не смогли найти убедительного решения, – это критический момент, с которым должна будет столкнуться Кристина Лагард, со вторника вступившая в должность руководителя Международного валютного фонда.