И вот вновь между Альфа-групп Михаила Фридмана и иностранным партнером назрел конфликт. На этот раз подразделение Альфа-групп А1 не смогло договориться с американской компанией Indigo Partners о российской авиакомпании «Авианова». На поверхности ощущение, что у всех проблем Альфа один сценарий. ВР против Alfa-Access-Renova, или Telenor против подразделения Альфа «Altimo». Но что на самом деле говорят эти прецеденты о российском инвестиционном климате?
Двое акционеров готовятся к встрече в Лондоне в середине июля, на которой станет ясно, возглавит ли Авианову, 13-ю крупнейшую авиакомпанию России, англичанин Эндрю Пайн, председатель британского акционера, или Константин Тетерин, которого наняли ему на замену.
По сообщениям британской прессы, Пайн, возглавлявший Whitefish Aviation – холдинговую компанию Авиановы, последние четыре года, вдруг был лишен допуска в московские офисы компании в конце июня, когда Тетерин, ветеран авиакомпании «Аэрофлот» был назначен первым заместителем генерального директора.
История полна элементов типичной инвестиционного ужастика в России, с обвинениями в коррупции, взломами и воровством документов, но пока остается загадкой, насколько сильно разошлись во мнениях А1 и Indigo Partners, и насколько развитие конфликта будет походить ну предыдущие истории Альфы.
В свою очередь А1 заявила, что отношения с Indigo всегда были хорошими, и такими же являются в настоящий момент. Скорая встреча, намеченная на 18 июля, на которой будет обсуждаться исключение Пайна и трех других иностранных менеджеров из Авиановы, является нормальным процессом между двумя партнерами и не представляет собой доказательства охлаждения отношений, заявил представитель А1.
Даже Пайн заявил, что ситуация не имеет отношения к А1 и Indigo.
«Три с половиной года у нас все прекрасно работало», - заявил Пайн, описывая смесь иностранного и российского опыта в управлении компанией. Лишь за последние недели возникли разногласия.
В настоящий момент существует несколько возможных вариантов развития событий после встречи 18 июля. А1 и Indigo могут договориться об увольнении иностранных менеджеров и вернуться к бизнесу. Либо одна из групп может выкупить акции компании у другой. А1 владеет 51% акций «Авианова», Indigo владеет 49%.
Каким бы ни был принятый вариант, инвесторы-оптимисты считают, что этот случай является исключением и что по нему нельзя судить об инвестиционном климате в России, который имеет репутацию хуже, чем все есть на самом деле.
История конфликта BP-AAR занимает все первые полосы газет, в то время как люди не знаю о том, что три из пяти лучших фондов за последние пять лет были российскими фондами, отмечает Джейкоб Грейпенгессер (Jacob Grapengiesser), партнер в East Capital International.
«Я не считаю, что данные истории являются показательными в отношении процессов в России. О хорошем не говорят», - считает он.
Тем временем иностранные компании должны помнить о том, что нужно мудро выбирать себе партнеров. «Необходимо знать, кто твои партнеры. Некоторые олигархи здесь имеют репутацию несправедливого отношения к инвесторам», - считает Грейпенгессер.
Для многих иностранных компаний это намек.