В марте Москва повысила пошлины на экспорт нефтепродуктов в Таджикистан – самую бедную страну на постсоветском пространстве. Наш блог анализировал тогда возможные причины этого решения. Возможно, Россия таким образом пыталась надавить на Таджикистан, чтобы он позволил ее войскам вновь взять под контроль его плохо охраняемую границу с Афганистаном, через которую, как утверждает Москва, поступает мощный поток губящего российскую молодежь героина. Возможно, речь идет и о еще более деликатных вопросах – например, о том, должна ли Россия платить за свои военные базы в Таджикистане.
В любом случае, российский премьер Владимир Путин никогда не отличался склонностью отвечать на действия, которые вызвали его недовольство, благотворительными акциями. В мае бензин в Таджикистане из-за его пошлин подорожал на 44 %. Однако после этого всемогущий Путин вдруг изменил свою политику и подписал постановление, фактически снижающее – не слишком сильно, но одним махом и даже задним числом – топливные пошлины. С 1 июля цена на светлые нефтепродукты снижается на скромные 3,7 %, сообщила 5 июля новостная служба CA-News.
Путина, без всякого сомнения, тревожит, что таджикские пограничники, которых в прошлом году американское посольство в своей опубликованной Wikileaks депеше назвало «плохо обученными, плохо оплачиваемыми, плохо вооруженными и зачастую голодными», пропускают каждый год в Россию 40 тонн опиатов.
Однако что же все-таки он получил в обмен на снижение пошлин?
Похоже, что затянувшиеся на много месяцев переговоры о судьбе этой несчастной границы и нескольких оставшихся на ней российских военных инструкторов, наконец, к чему-то привели. Посетившая на прошлой неделе Душанбе высокопоставленная российская делегация, в которую входили глава президентской администрации Сергей Нарышкин и министр обороны Анатолий Сердюков, объявила, что стороны достигли договоренности.
Таджики утверждают, что они ни в коем случае не позволят русским вновь взять под контроль границу. Тем не менее, российский президент Дмитрий Медведев собирается в ходе своего предстоящего в сентябре визита в Душанбе, в котором должен пройти очередной саммит СНГ, подписать со своим коллегой Эмомали Рахмоном некое соглашение, подробности о котором пока неизвестны. Саммит совпадает по времени с празднованием 20-летия независимости Таджикистана от Москвы.
Сейчас в преддверии мероприятия город лихорадочно приводят порядок – чинят дороги и красят дома. Узнаем ли мы до саммита, о чем договорились стороны, или будем строить догадки еще долгое время после того, как высохнет краска, в настоящий момент сказать трудно.