Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Москве и вообще в России качественной российской медицины больше не существует. У нас есть лекарства, больницы, но медицину нельзя назвать эффективной, потому что ей не хватает профессиональных врачей. Российских врачей часто можно сравнить с доктором из гоголевского «Носа», который пытается вылечить исчезновение носа гидротерапией, и с чеховскими врачами-обманщиками.

Рассказ врача, который осознанно отправился работать в российскую провинцию. Честный, иногда пугающий, а иногда забавный взгляд на медицину и жителей провинции его страны.

Максим Осипов работает кардиологом в Тарусе, небольшом городке, который расположен в 117 километрах от Москвы. После стажировки в США и долгих лет практики в российской столице он принял решение обосноваться в провинции. Первые его годы работы в провинции легли в основу книги «Грех жаловаться», которую выпустило во Франции издательство Verdier.

Aujourd’hui la Russie: Как вы относитесь к жителям российской провинции четыре года спустя после переезда в Тарусу?


Максим Осипов: Я до сих пор вижу, как многие люди страдают от глубоких внутренних переживаний. Для меня было настоящим шоком увидеть настолько лишенный надежд и мечтаний народ.

Действительность тоже далеко не прекрасна. Мужчины - круглые идиоты и алкоголики. Женщин бьют. Дети ставятся жертвой насилия и их хоронят еще совсем молодыми. Нередко вижу я и отказ лечиться, отказ ухаживать за пожилыми людьми, нежелание приложить малейшее усилие, например, хотя бы прочитать выписанный рецепт, слепую веру в могущество денег...

Многие из моих пациентов приходят ко мне не для того, чтобы лечиться, а чтобы продолжать существовать. Они не хотят ничего сделать ради собственного здоровья. Например, некоторые просто хотят получить бесплатные лекарства, а кто-то надеется все лишь дотянуть до пенсии, потому что тогда о них можно будет сказать, что они пожили!

Отрывок:

«Моей первой пациенткой оказалась 70-летняя Анна Григорьевна, она пожаловалась Путину на плохое лечение, на бедность и одиночество, письмо в Кремль написала. Администрация президента отправила в больницу факс: разобраться! Анну Григорьевну сочли поврежденной умом — нашла кому жаловаться. Я как можно более равнодушным тоном сообщил ей, что меня прислал Владимир Владимирович, и велел раздеваться. Старушка и правда оказалась больной и нелеченой, но не сумасшедшей, а только расстроенной. "Какая же это депрессия? Это просто грусть", — говорил наш преподаватель психиатрии. О душах своих пациентов нам надо заботиться только в той их части, где не хватает серотонина. "Сколько денег вы можете тратить на лекарства?" — спросил я Анну Григорьевну. Оказалось, сейчас — нисколько, крупой запаслась, а пенсия только через десять дней. Я посмотрел цены на то, что выписал, и объявил: "Владимир Владимирович просил передать вам 150 рублей»

- Почему вы решили стать врачом в провинции?

- Приехать в Тарусу означало пойти по стопам моего прадедушки, который тоже был врачом. Сначала он попал в ГУЛАГ, а затем его, как и сотни других людей, отправили подальше от Москвы, за 101-й километр. Всю оставшуюся жизнь до самой смерти он прожил в этом городе. Сегодня я живу на фамильной даче, и видеть каждое утро кур под окном для меня вполне достаточно. Вообще, жизнь в провинции кажется мне очень приятной.

Кроме того, в тарусской больнице я могу работать гораздо свободнее, чем в Москве. Ведь всегда гораздо легче строить новые проекты там, где уже долгие годы нет никаких амбиций и устремлений. 

Сегодня я рад, что живу и занимаюсь свои делом в Тарусе. В книгу «Грех жаловаться вошли два рассказа, в том числе автобиографическое описание переезда в этот город. Я тот момент меня просто поразило отчаяние людей. Книга стала выражением этих чувств.

После четырех лет работы я привык к страданиям пациентов. Сегодня Таруса - это мой дом, и я больше не смотрю на ее жителей как чужой.

- Что вы думаете об уровне медицины в провинциальных больницах?


- В Тарусе, как и в Москве и вообще в России, качественной российской медицины больше не существует. У нас есть лекарства, больницы, но медицину больше нельзя назвать эффективной, потому что ей не хватает профессиональных врачей. В книге я часто сравниваю российских врачей с доктором из гоголевского «Носа», который пытается вылечить исчезновение носа гидротерапией. Напоминают они также и чеховских врачей-обманщиков. 

Тем не менее, благодаря активным действиям нескольких человек и финансовой помощи олигархов нам все же удалось купить несколько образцов современного медицинского оборудования. Уровень смертности упал, и сегодня в тарусской больнице работают более квалифицированные и профессиональные врачи. Мы, конечно, еще не достигли моего идеала медицины, но наша работа все же стала к нему ощутимо ближе.

Отрывок:

«Потом целый день работал, а под вечер зашли хирурги: “Ты с ума сошел так вкалывать! У нас даже таджики-гастарбайтеры столько не работают”. И мы отправились отмечать мой первый рабочий день. “Сейчас только узнаем, не дежурит ли областное ГАИ”, — сказали хирурги и куда-то позвонили. “Поезжайте спокойно, доктора” — заверили нас с того конца провода. Я попросил поделиться секретным номером. “Запоминай, — ответили хирурги, — ноль два».