Если бы вы были богатым и могущественным лидером нефтяного государства, от чего бы вам хотелось утром вставать с постели? Сохранить свое место работы – что время от времени занимает короля Саудовской Аравии – может быть вполне достаточной мотивацией. Но когда у вас есть 130 миллиардов долларов в распоряжении для подобных целей, это можно счесть заботой лишь постольку поскольку. То же самое – с занятными ракетными ударами по соседям, бывшим одно время любимым времяпрепровождением Саддама Хусейна – невозможно целиться бесконечно, до самой старости.
Что приводит нас к проверенной в геополитике временем концепции придворного затейника. В 1801 году Алессандро Вольта потчевал французского императора Наполеона Бонапарта своим чрезвычайно забавным изобретением электрической батареи, за что тот посвятил его в рыцари и сделал графом. За три столетия до этого Леонардо да Винчи, работавший под покровительством миланского герцога Людовико Сфорца, сконструировал для него аэроплан и танк, задолго до того, как двигатель внутреннего сгорания сделал реальными их постройку.
Возможность заручиться подобной преданностью звезд творческого мира всегда было отличительной чертой вновь пришедших к власти правителей. Такое доверие и восхищение - неотъемлемый фактор геополитической власти.
Но диктаторам приходится быть настороже, поскольку творчески личности могут оказаться и весьма непостоянными. Вот в наши дни, например, на прошлой неделе Стинг отказался от своего широко разрекламированного выступления в честь дня рождения президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, самого мягкого из деспотов Центральной Азии (фото вверху). Почему Стинг не приехал? Его шокировало то, что он узнал от людей из организации «Международная амнистия», что в республике идет рабочая забастовка. «Голодные забастовки, рабочие, брошенные в тюрьмы, десятки тысяч бастующих образовали виртуальную пикетную линию, которую я не намерен пересекать», - заявил Стинг.
Джоанна Лиллис обвиняет Стинга в ханжестве. Джош Фоуст говорит, что это часть «своеобразия» Казахстана. А как насчет просто плохих манер? (Справедливости ради отметим, что Стинг, может быть, просто переживает свою ошибку, когда в 2009 году он пел для Гульнары Каримовой, дочери узбекского диктатора Ислама Каримова, несмотря на его «чудовищную репутацию в сфере соблюдения прав человека, а также отношения к окружающей среде», как отвечал он позднее на критику в свой адрес).
Вот Элтон Джон не отказался предстать перед Назарбаевым. Мариа Кэми и Бейонс не поленились приехать, чтобы развлечь семью Муаммара Каддафи. Шэрон Стоун находится в процессе подготовки своего путешествия в Грузию в поддержку демократии, Голди Хоун и Жерар Депардье с раболепным вниманием отнеслись к застенчивому российскому нефтяному лидеру Владимиру Путину. Спросим же Стинга – разве вы не профессионал?
Назарбаев оправится от такого неуважения быстро и без последствий для себя. Но он может и задуматься, не задержалось ли где-нибудь в закоулках сознания руководителей казахстанского руководящего клана и населения, как и у лидеров соседних среднеазиатских государств, толика сомнения в его праве на место среди нефтяных лидеров. Безобидный смешок застрянет у него в горле. Такова судьба королей, встающих утром с постели.