Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россияне будут рады, если выборы сохранят статус-кво

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПутин во время заседания Госсовета
Путин во время заседания Госсовета
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России в будущем году тоже пройдут президентские выборы, но тут – демократия совершенно особого рода. Россия будет выбирать президента несколько раньше, уже в марте; но вплоть до последнего дня никаких признаков избирательной кампании тут не увидишь. И ни для кого не секрет, что вопрос будет решаться Медведевым и Путиным за закрытыми дверями.

 

До выборов 2012 года остается шестнадцать месяцев, а избирательные кампании претендентов уже вовсю набирают обороты. Полным ходом идут дебаты, льются стилистически не очень отделанные, но страстные речи, лезут в глаза рекламные плакаты - кандидаты одержимы стремлением завоевать избирателей.

В России в будущем году тоже пройдут президентские выборы, но тут – демократия совершенно особого рода. Россия будет выбирать президента несколько раньше, уже в марте; но вплоть до последнего дня никаких признаков избирательной кампании тут не увидишь. И ни для кого не секрет, что вопрос о победителе будет решаться главным образом президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным за закрытыми дверями.

Удовлетворенность существующей ситуацией

Впрочем,  в одном Россия похожа на Америку: чтобы понять, что действительно думают люди, лучше уехать из столицы.

В Твери, подмосковном промышленном городе, у жителей есть свое мнение о состоянии демократии в их стране, и что следует – или не следует – с этим делать.

В Твери не просто есть железная дорога: город занимается ремонтом и строительством  железных дорог. Гордостью и радостью города является гигантский завод, выпускающий железнодорожные вагоны.

Сорокадвухлетний Михаил, не захотевший называть свою фамилию, работает на этом заводе. Он говорит, что лучше спит, когда меньше людей знают о нем.

Михаил разговаривает, как человек советской эпохи, и во многих отношениях он им и является. Он до сих пор живет в квартире, которую ему дало советское правительство, без всякой ренты и ипотеки. Михаил содержит жену и двоих дочерей, зарабатывая на вагоностроительном заводе примерно 700 долларов в месяц. Жизнь нелегка, но Михаил говорит, что живет по правилу: перемены могут быть только к худшему.

Так что во время президентских выборов в марте будущего года он будет рад поддержать статус-кво, либо повторно избрав Медведева, либо проголосовав за Путина. Все зависит только от решения этих двоих, чье имя будет стоять в избирательном бюллетене.

«Если бы я мог, я бы проголосовал за обоих. Нет смысла голосовать за кого-то другого. Лучше пусть будет кто-то проверенный, а то придет кто-нибудь еще и заварит кашу», - говорит Михаил.

Для оппозиции мало возможностей

Вероятнее всего, никто новый не придет. Вполне может вернуться Путин, пробывший президентом восемь лет до своего ухода с этого поста. Его протеже Медведев о своих планах помалкивает. Предполагаются, что они решат между собой, чью кандидатуру выставить.

А если кто-то другой? Правительство обычно запрещает партии оппозиции, а организованные митинги, не санкционированные правительством, считаются незаконными. Поэтому все просто спокойно ждут, чья фамилия появится в избирательном бюллетене: Путина или Медведева. Это нравится не всем.

28-летний Павел, побоявшийся, что, если он назовет свою фамилию, то у него могут быть неприятности на работе, говорит, что российские лидеры мало что сделали для светлого будущего молодых людей.

Павел не живет в доме советской постройки; он говорит, что ему приходится много платить по ипотеке за свою квартиру, потому что правительство позволяет бесконтрольно накручивать процентные ставки. Он работает ветеринаром в госучреждении но, по его словам, чтобы выжить, приходится подрабатывать частным извозом. Он говорит, что стал бы голосовать, если бы выборы в России были честными. Но нет, лидерам оппозиции, которые, может быть, могли бы сказать ему что-то важное, такой возможности не дают.

«Это просто несправедливо. Нам пора иметь новых руководителей. Пора посмотреть, как другие страны выбирают свих правителей. Эти люди стоят здесь у власти слишком долго, и они начинают наглеть», - говорит Павел.

Поддержка стабильности

Впрочем, как бы ни жаждали перемен люди вроде Павла, что-то удерживает Россию от открытого взрыва возмущения. У всех есть свое объяснение: может быть, слишком многие боятся властей, а может быть, достаточно многие горожане удовлетворены своими зарплатами и состоянием российской экономики.

Как бы то ни было, Россия, вероятно, не дождется масштабных демонстраций в поддержку демократии, пока не будут доведены до необходимости действовать люди вроде Юлии Репич.

Тридцатипятилетняя Репич держит в Твери ресторан; там играет американская музыка в стиле кантри. Ремич сама много лет прожила в США, училась в американской кулинарной школе и вкусила американской демократии до возвращения домой, чтобы жить со своей семьей.

Когда у нее спрашивают, не скучает ли она, вернувшись в Россию, по политической системе США , она говорит, что нет – она скучает за едой.

Репич говорит, что мысль о настоящих выборах в марте смехотворна. Однако сейчас ощущается стабильность по сравнению с неразберихой конца советской эпохи. Поэтому она будет рада поддержать Путина или Медведева и не заинтересована в том, чтобы присоединиться к какой-нибудь оппозиционной группировке.  Мне лучше просто ходить на работу и заботиться о семье, и все. Я думаю, у нас на это нет времени», - говорит она.

Нет времени, считает Репич, для демократического движения, которое способно только породить хаос.