Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ПРО: обратный отсчет начался

© U.S. Department of Defenseбаллистическиая ракета Трайдент
баллистическиая ракета Трайдент
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Администрация Обамы надеялась, что вопрос о ПРО можно будет отложить, пока не закончатся выборы 2012 года. Изрядная часть проблем, окружавших ратификацию нового договора о СНВ, была связана с опасениями Сената, который боялся, что договор лишит Америку права свободно развертывать системы противоракетной обороны. Белый дом явно не готов опять наступать на эти грабли в предвыборный период.

Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин считает, что России и Североатлантическому альянсу пора урегулировать разногласия в вопросе о проекте европейской системы обороны от баллистических ракет. Так как архитектура будущего «противоракетного щита» должна быть определена на саммите НАТО в Чикаго в мае 2012 года, Рогозин полагает, что настало время решить, какую роль Россия будет играть в системе - и будет ли она играть в ней какую-то роль вообще. «Разговор по ПРО мы ведем достаточно сложный, - заявил Рогозин. - У нас до конца года есть время прийти к какому-то согласию или, наоборот, несогласию». В противном случае, предупреждает дипломат, России придется разрабатывать собственные ответные меры, которые могут привести к росту напряженности между Россией и Западом и отрицательно сказаться на заметно улучшившихся в течение первых сроков президентов Обамы и Медведева отношениях США и России.

Как всегда, любым попыткам найти приемлемое решение мешает отсутствие доверия между сторонами. Запад хочет, чтобы Россия участвовала в проекте, но не хочет ни в какой форме давать Москве право вето в вопросах использования системы. Поэтому НАТО настаивает на создании двух отдельных комплексов противоракетной обороны, одним из которых должен управлять альянс, а вторым Россия. По проекту, они должны координировать свою деятельность, но управляться отдельно. Напротив, Россия предпочитает единый, комплексный подход.

Однако Вашингтон не хочет допускать Россию к пульту. И без того необходимость искать консенсус между 28 членами НАТО регулярно приводит к половинчатым решениям. Жалобы на это звучали во время кампании 1999 года в Косово и продолжают звучать в связи с миссиями в Афганистане и в Ливии. В сущности, Вашингтон изначально хотел создать собственную систему ПРО, основанную на двусторонних договорах с европейскими участниками проекта, именно для того, чтобы развязать себе руки. Если учесть, что между Соединенными Штатами и России нет взаимопонимания даже по таким вопросам как оценка уровня угрозы, которую представляют Иран и Северная Корея, Вашингтону явно не захочется ослаблять сдерживающий потенциал «щита», давая России возможность препятствовать его применению.

Россия, в свою очередь, не доверяет НАТО. Западные министры обороны регулярно провозглашают, что проект не несет опасности российскому потенциалу ядерного сдерживания и что направлен он исключительно против угрозы, которую, возможно, будут в дальнейшем создавать иранские и северокорейские ракеты. Однако Москва все равно недовольна, так как Соединенные Штаты и их союзники не хотят предоставлять ей неопровержимые гарантии того, что система никогда не будет направлена против России. Это и в самом деле с политической точки зрения было бы трудно сделать, так как новые члены НАТО по-прежнему считают Россию угрозой и выступают против того, чтобы альянс отказывался от права прибегать к любым имеющимся у него средствам для их защиты.

Если говорить начистоту, свою роль, возможно, играет и финансовый фактор: идея строить собственную систему с помощью собственных ресурсов России нравится значительно меньше, чем идея внести технологический и кадровый вклад в общеевропейскую систему, в которой большая часть расходов ляжет на плечи других участников.

Пока не известно, готово ли российское правительство подтвердить заявления Рогозина относительно сроков и относительно возможных ответных мер, которые будет вынуждена принять Москва, если НАТО решит создавать ПРО без участия России. Однако, если оно их подтвердит, это может стать скверной новостью для президента Барака Обамы.

Администрация Обамы надеялась, что вопрос о ПРО можно будет отложить, пока не закончатся выборы 2012 года. Изрядная часть проблем, окружавших ратификацию нового договора о СНВ, была связана с опасениями Сената, который боялся, что договор лишит Америку права свободно развертывать системы противоракетной обороны. Белый дом явно не готов опять наступать на эти грабли в предвыборный период.

При этом выбор у администрации также не слишком хороший. Соединенные Штаты могут счесть слова Рогозина блефом и начать готовиться к развертыванию европейской системы без участия России. Однако это станет серьезным ударом для российского президента Дмитрия Медведева, который многое поставил на карту улучшения отношений с Западом. Российская элита уже сейчас ворчит, что «перезагрузка» намного выгоднее Соединенным Штатам, чем России. Соответственно, если договоренности по противоракетной обороне достичь не получится, это ослабит позиции сторонников укрепления связей с Вашингтоном в российском истеблишменте.

Между тем Обама также не может позволить себе пойти на серьезные уступки России, чтобы обеспечить ее участие в системе НАТО. Политические издержки решения отложить создание системы, чтобы получить больше времени для переговоров с Москвой, администрация тоже нести не будет.

Так каков же выход? Возможно, что российское правительство, продемонстрировав Вашингтону и Брюсселю серьезность своих намерений, не будет настаивать на заявленных сроках. В конце концов, на майском саммите в Довиле Медведев ясно сказал, что определенной договоренности по будущей системе противоракетной обороне Россия и Запад могут не достигнуть до 2020 года. Если добиться прогресса до конца 2011 года невозможно, России и НАТО, вероятно, следует заняться обсуждением тех аспектов системы, которые можно создать в ближайшем будущем и которые не вызовут у Москвы возражений. Это было бы полезно и команде Обамы, которую при таком раскладе никто не сможет обвинить в попытках затормозить развертывание ПРО. В любом случае, какие бы планы ни были приняты в следующем году в Чикаго, они должны подразумевать возможность того, что Россия позднее подключится к проекту. Нельзя сходу исключать участие Москвы раз и навсегда.

Перезагрузка была очевидным образом полезна и для Москвы, и для Вашингтона. Однако, если стороны надеялись на спокойное плавание в период до выборов, которые предстоят в следующем году обеим странам, вопрос о противоракетной обороне явно оказался мелью на их пути. Чтобы не сесть на эту мель, им потребуется проявить немалое штурманское искусство.

Николас Гвоздев — бывший редактор National Interest, который часто комментирует вопросы внешней политики как в печатных, так и в электронных СМИ. В настоящий момент Гвоздев преподает в Военно-морском колледже США. Статья выражает его собственные взгляды и не отражает позицию ВМС или правительства США. Его еженедельная колонка «Реалистическая призма» («The Realist Prism») выходит в WPR каждую пятницу.