В субботу Южный Судан стал свободной и независимой страной. Это заслуженная победа его народа. Вслед за политическим соглашением 2005-го года, которое поддержало США и которое положило конец двум десятилетиям гражданской войны, большинство населения по преимуществу христианской территории Юга проголосовало в январе за отделение от арабского и мусульманского Севера.
Тем не менее, празднования в столице, Юбе, не могут затемнить горькую правду: создание функционирующей новой страны потребует десятилетий тяжелой работы. Ответственность преимущественно лежит на самом Южном Судане, но также и на Соединенных Штатах и международном сообществе.
54-ое африканское государство находится на дне разивающегося мира. Большинство населения живет менее, чем на один доллар в день. Более 10% детей не доживают до 5 лет. Порядка 75% взрослых не умеют читать.
Между тем, застарелые споры между севером и югом поддерживают хаос в местах, которые уже обагрены кровью двух миллионов погибших в гражданской войне. Судан в пятницу стал первым государством, признавшим Южный Судан. Суданский президент, Омар Хассан аль-Башир, инициатор убийственной войны в Дарфуре, сказал, что он посетит празднования в Юбе. Но он также сказал, что он продолжит борьбу, завязавшуюся в прошлом месяце, против лояльных Югу сил в Южном Кордофане, богатом нефтью регионе, который все еще находится под конролем Хартума. Решение Башира приказать ООН вывести миротворцев из Южного Кордофана вызывает крайнее беспокойство.
Многие элементы мирного соглашения 2005 года до сих пор не прояснены: – например, такие как какая из сторон будет контролировать богатый нефтью район Абьей, в котором также происходили столкновения; ситуация с гражданством и защитой прав меньшинств; где пройдет окончательаня граница; как будут распределяться нефтяные доходы (на Юге находится 70% запасов).
Две стороны зависят друг от друга. Южному Судану необходим северный трубопровод, чтобы доставлять свою нефть на рынок. Судан нуждается в нефтедолларах, чтобы справиться со своими расходами. Обе стороны нуждаются в иностранных инвестициях, а Север нуждается в кредите. У них больше шансов получить международную поддержку, если они будут в состоянии мира.
В качестве поощрения Соединенные Штаты и их партнеры предложили провести в сентябре международную конференцию по Южному Судану. Это даст возможность лидерам Южного Судана рассказать о своих планах по привлечению крайне необходимых частных инвестиций. Вашингтон предоставил Юбе 300 миллионов долларов на образовательные проекты и на постройку жилищ и обещает дать еще. Международную помощь следует продолжить только в том случае, если Южный Судан будет конструктивно работать с Хартумом над обретением обеими странами стабильности.
Администрация Обамы, собственно говоря, не вычеркивает Судан из своего террористического списка и не планирует нормализовывать отношения до тех пор, пока не будут выполнены все условия мирного соглашения и не прекратится конфликт в Дарфуре. Китай, основной нефтяной инвестор и поставщик оружия Судана, должен послать соответствующий сигнал Баширу, который обвиняется в военных преступлениях, а не приветствовать его с почестями в Пекине и обещать ему новые нефтяные сделки. Международное сообщество должно склонить обе стороны избежать войны и работать над построением будущего обоих Суданов.