По мере того, как сокращалось расстояние между шаттлом Atlantis и Международной космической станции, на орбите и на Земле нарастал накал эмоций.
В воскресенье руководитель полета Кватси Алибарухо (Kwatsi Alibaruho) заявил из центра управления полетами, что все идет хорошо и дал добро на последнюю стыковку в истории «космических челноков». Когда он смотрел на экран, он не мог не вспоминать первую стыковку шаттла с космической станцией – российской станцией «Мир», - которая состоялась в 1995 году. Г-н Алибарухо тогда был стажером НАСА.
Примерно в 390 километрах над Тихим океаном, на МКС, приветственно зазвенел корабельный колокол. Это был один из многих характерных моментов двухнедельной последней миссии шаттла.
«Добро пожаловать в последний раз на Международную космическую станцию», - обратился к Atlantis член экипажа МКС Рональд Гаран-младшиий (Ronald Garan Jr).
«Замечательно, что мы сейчас здесь», - ответил командир шаттла Кристофер Фергюсон (Christopher Ferguson).
Смех и радостные крики заполнили шаттл и космическую станцию, когда люки открылись, и два экипажа – в общей сложности 10 космонавтов из трех стран - принялись обниматься, целоваться и пожимать друг другу руки. Все подробности этого последнего в своем роде события записывались на видеокамеры.
Atlantis, последний корабль длившейся 30 лет программы «спейс-шаттл», привез на станцию припасы на год. После этого рейса он будет списан.
«Не скажу, что готов был расплакаться, но этот момент меня сильно затронул, - заявил позднее журналистам г-н Алибарухо. Он старался сдерживать эмоции, чтобы не смущать свою команду операторов, хотя, по его мнению, «все они чувствовали примерно то же самое и думали о том, к чему мы пришли, как многого добились и…. что нас ждет впереди».
По словам г-на Алибарухо 10 человек, находившихся в космосе, – шесть американцев, трое россиян и японец – также были впечатлены.
«Можно было буквально ощутить накал эмоций всех членов экипажа, не только американцев, - заявил он. – Они были очень рады гостям – просто пришли в восторг, и я знаю, что они действительно признают и ценят значение момента».
Отказ одного из компьютеров Atlantis несколько осложнил процесс, но не помешал стыковке.
Однако уже через несколько часов стало известно, что НАСА следит за неким фрагментом космического мусора, который во вторник, как раз во время выхода в открытый космос, может оказаться в опасной близости от «челнока» и МКС.
Глава группы руководства полетами Лерой Кейн (LeRoy Cain) подчеркнул, что пока трудно сказать, будет ли неопознанный объект действительно представлять угрозу, и что в понедельник будет приниматься решение о том, следует ли менять орбиту станции. Размер объекта пока неизвестен.
Это была 46-я стыковка шаттла с космической станцией.
Девять раз шаттлы состыковывались еще в 1990-х годах с российской станцией «Мир». США и Россия использовали этот – зачастую рискованный – опыт, создавая вместе с десятком других стран самый большой космический летательный аппарат в мире – Международную космическую станцию с постоянным экипажем. Она создавалась 12 с половиной лет и сейчас, наконец, закончена.
На сей раз Atlantis доставил на станцию больше пяти тонн продовольствия, одежды и других необходимых припасов – фактически, на год, чтобы комплекс продолжал спокойно работать в грядущую эпоху, в которой не будет шаттлов.
Экипаж шаттла сразу же передал обитателям станции сумку со свежими фруктами и пообещал несколько дополнительных банок арахисового масла. «Отлично», - обрадовался космонавт с МКС Майкл Фоссум (Michael Fossum).
Г-н Фергюсон стоял за пультом управления, когда Atlantis приближался к МКС. Экипаж шаттла, находящийся под его началом, оказался самым маленьким за десятилетия.
На борту Atlantis находятся всего четыре человека, так как НАСА сократило экипаж до минимума на случай чрезвычайных происшествий. Если (хотя это маловероятно) Atlantis будет всерьез поврежден, космонавтам придется несколько месяцев провести на космической станции, пока их не сможет забрать российский корабль «Союз». Раньше на этот случай всегда был наготове один из шаттлов, но сейчас это невозможно - Discovery и Endeavour официально списаны.
Первые два дня исторического полета Atlantis —135-го за 30 летнюю историю шаттлов, —прошли, как сообщает НАСА, гладко, без серьезных происшествий. Стыковка в субботу прошла столь же безупречно, как взлет в пятницу.
В качестве меры предосторожности перед началом стыковки Atlantis совершил обычный в таких случаях маневр - кувырок–переворот, позволив камерам космической станции себя сфотографировать. С помощью мощных объективов космонавты со станции сфотографировали шаттл со всех сторон. На Земле эксперты тщательно проанализировали фото в поисках повреждений, которые могли нанести при старте кусок изоляции с топливного бака (причина катастрофы шаттла Columbia,– прим. перев.), лед или другой мусор.
Atlantis и его экипаж проведут на орбитальном комплексе больше недели. Исходно полет должен был продолжаться 12 дней, однако НАСА, вероятно, добавит космонавтам еще один день, чтобы они успели завершить все работы.
Что касается компьютерного сбоя, то его причиной г-н Алибарухо считает испорченный выключатель. По его словам, компьютер должен опять заработать, когда в понедельник будет установлено новое программное обеспечение. Шаттл оснащен пятью основными компьютерами, и эта система обеспечивает страховку в наиболее важные моменты полета – особенно в моменты взлета и приземления.
НАСА прекращает полеты на орбиту, сдает Atlantis, Endeavour и Discovery в музеи и начинает работу над отправкой людей на астероиды и на Марс. Повседневной работой по доставке грузов на МКС займутся частные американские компании, а через несколько лет они будут доставлять на станцию и космонавтов.
Глава НАСА Чарльз Болден (Charles Bolden) подчеркнул утром в воскресенье в эфире программы «Положение в стране» («State of the Union») на канале CNN, что Соединенные Штаты останутся мировым лидером в области исследования космоса даже после прекращения полетов шаттлов.
«Я призываю американцев прислушиваться к словам президента, - заявил Болден. – Президент установил цели: астероид к 2025 году, Марс к 2030 году. Высказаться еще определеннее было бы трудно».