У капитана Кука новый товарищ. Со следующего четверга его статуя в Молле будет смотреть, вероятно, с потрясением на новичка в космическом облачении – Юрия Гагарина, первого человека на орбите Земли. Дочь космонавта Елена (ныне директор Музеев московского Кремля) снимет покрывало с фигуры Юрия, выполненной в натуральную величину, которая стала даром Российского космического агентства в ознаменование 50-летия его исторического полета на ракете «Восток-1». Хотя их разделяют два века, Гагарин и Кук дополняют друг друга. Оба были отважными. И получили известность благодаря тому, что обогнули планету. Оба проложили путь человечеству в неизведанные миры. И оба трагически погибли. Гагарину было всего 34, когда он погиб в авиакатастрофе.
Но значение его новой статуи выходит за рамки чествования храброго исследователя. В течение нескольких лет политические отношения между Великобританией и Россией колебались между подозрениями и прямой враждебностью. И дело не в идеологических разногласиях. Россия изменилась поразительно быстро. Мне очень повезло бывать в Москве десятки раз за последние 30 лет. И хотя обычные москвичи по прежнему привлекают меня своей угрюмостью, язвительностью и добросердечностью, я никогда не был так поражен изменениями в атмосфере настроения.
Жизнь в Советском Союзе, возможно, была мрачной, но все было предсказуемо (кроме появления на полках магазинов туалетной бумаги). Теперь это место дезориентирующих контрастов и того, что кажется анархическим отсутствием ограничений на право элиты делать все, что ей нравится - будь то езда на скорости 70 миль в час по центральным улицам Москвы (пешеходные переходы утратили всякий смысл) или преследование оппозиции по политическим или бизнес-мотивам.
Замешательство не только по одну сторону. Россиянам 21-го века точно также трудно понять многорасовую Британию. Каковы наши главные ценности? В чем наша основная идентичность, если таковая вообще есть? Большинство из нас из-за этого не мучаются бессонницей. Но Британский совет ежегодно тратит 700 миллионов фунтов стерлингов на культурные инициативы по оказанию содействия взаимопониманию и добрым отношениям между нами и остальным человечеством. Вот почему статуя Гагарина сегодня весьма символично приземлилась рядом с его штаб-квартирой в Лондоне.
Немного истории. Три года назад, когда отношения между Британией и Россией рухнули после дела Литвиненко (помните, разоблачитель КГБ якобы был отравлен в Лондоне российским человеком-невидимкой?), Кремль сильно ограничил деятельность Британского совета в России, утверждая, что он был всего лишь инструментом пропаганды британского правительства. «Даже в то время было много русских, которые считали это ошибкой», – говорит Мартин Дэвидсон (Martin Davidson), глава Совета.
Примирение был медленным. Тем не менее, Совет затеял замечательные проекты. В этом году он помог британским дизайнерам принять участие в российской Неделе моды, и поставить в Москве пьесу Тома Стоппарда «Rock 'n' Roll». Скоро благословенные залы Эрмитажа откроются для Энтони Гормли (Antony Gormley), который выставит 17 своих новых скульптур в греко-римской коллекции.
Позже Москва получит фестиваль нового британского кино и первую в своей истории выставку Уильяма Блейка. Весной будущего года Генри Мур выставится в рамках первой в истории Музеев Кремля затеи с современным искусством — это своего рода настоящий переворот. И в 2013 году Российская оперная компания отметит столетие со дня рождения Бриттена почти таким же количеством его постановок, что и здесь.
Дэвидсон утверждает, что восстановление таких культурных обменов является жизненно важным первым шагом на пути научного сотрудничества и заключения торговых сделок. «В деловых отношениях на первом месте взаимоотношения, а не бизнес, – говорит он. – Игра, в которую мы вовлечены, это выстраивание таких отношений».
Это, наверное, правда. Утверждение Дэвидсона о том, что совет открывает путь британским компаниям к успеху за границей, конечно, звучит разумно в то время, когда правительство тщательного взвешивает каждый фунт государственных расходов. Но культурный обмен не только небольшая лишь прелюдия к активному заключению сделок. У него свои благородные цели. Россия, Китай, Египет, Индия, Мексика: это грандиозные цивилизации с захватывающим прошлым и быстро меняющимся настоящим, а также совершенно непредсказуемым будущим. Понимание того, что ими движет, и поддержание взаимного любопытства обогатит жизнь каждого. И не в последнюю очередь, сделает мир более безопасным местом.