С 11 по 13 июля глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров совершает визит в Вашингтон.
В понедельник 11 июля Сергей Лавров примет участие в министерском заседании «ближневосточного квартета». Позже, как ожидается, глава МИД РФ встретится с президентом США Бараком Обамой и проведет переговоры с госсекретарем США Хиллари Клинтон, на которых будет обсуждаться «график предстоящих двусторонних контактов на высшем уровне» в 2011 году, перспективы вступления России в ВТО, проблемы урегулирования региональных конфликтов, в частности – нагорно-карабахского.
В понедельник 11 июля «Российская газета» опубликовала интервью, записанное с Сергеем Лавровым накануне его визита в США. В нем глава МИД РФ отметил, что отношения Москвы «с администрацией Барака Обамы стали гораздо богаче», «активно работает» межправительственная комиссия, в которую входят 20 групп, ведется постоянное взаимодействие по главным проблемам международной безопасности.
Вместе с тем Лавров подчеркнул, что неясное будущее европейской ПРО остается ключевым фактором американо-российских разногласий.
«Противоракетная оборона, которую мы хотели сделать совместным проектом и согласовать все его компоненты таким образом, чтобы никто не чувствовал себя под угрозой, пока развивается по одностороннему руслу, определенному американцами, - заявил российский дипломат. - Нас приглашают только помочь своими ресурсами, реализовать американский «дизайн». А мы далеко не уверены в том, что этот «дизайн» оптимальный».
Будет ли пауза в «перезагрузке»?
Российские эксперты, в частности, ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН, ответственный секретарь журнала «Международное обозрение» Алексей Фененко, полагает, что вашингтонское турне Сергея Лаврова может оказаться очень трудным, потому как последние контакты, в том числе - сочинское заседание Совета: НАТО – Россия с участием президента РФ Медведева и генерального секретаря Альянса Андерса Фога Расмуссена, показали серьезное расхождение сторон в видении перспектив сотрудничества по ПРО, а также в оценке ситуации в Сирии и в Ливии.
«Сейчас самое главное для наших стран найти какой-то компромисс по противоракетной обороне, что значит - сохранить договор СНВ-3 как главное достижение «перезагрузки» и как главное условие развития системы контроля над вооружениями и обеспечения стратегической стабильности», - считает эксперт.
Однако, опасается Алексей Фененко, недавняя инициатива консервативно настроенных конгрессменов-республиканцев «объявить паузу» в американо-российской «перезагрузке» может иметь продолжение и даже привести к ужесточению позиции демократической президентской администрации на двухсторонних переговорах.
«При таком новом раскладе в политической игре, - считает аналитик, - у президента Обамы появляется новый козырь на переговорах с Кремлем: дескать, или вы сейчас идете на компромисс с нами, или в будущем вас ожидает куда более трудный диалог с республиканцами».
«Список Кардина» - новый сигнал Москве
Как признает политолог, «фоном» напряженных переговоров по стратегической повестке дня могут стать гуманитарные вопросы, а именно – новые обстоятельства гибели в московском СИЗО юриста международного фонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского, а также второе уголовное дело против бывших совладельцев ЮКОСА и Менатепа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
В свою очередь Татьяна Локшина, российский исследователь международной правозащитной организации Human Rights Watch, полагает, что гуманитарным проблемам в американо-российском диалоге «внимания уделяется недостаточно».
Вместе с тем, продолжает Татьяна Локшина, новые официально заявленные факты возможной причастности к гибели Магнитского представителей российской правоохранительной системы, а так же появление в американском Конгрессе законопроекта, так называемого «списка Кардина», который предполагает санкции против российских чиновников, виновных в нарушении прав человека, могут внести коррективы в диалог Вашингтона и Москвы.
«Даже если этот список не будет утвержден в американском Конгрессе и не будет продублирован в Европарламенте, сама по себе такая инициатива законодателей – это очень серьезный сигнал», - утверждает представительница Human Rights Watch.