Спор по поводу контроля над Арктикой только что начался. Вопрос стоит о контроле над энергетическими ресурсами, о новых морских путях и новых пространствах для рыбной ловли и туризма. Именно открытие прохода на северо–восток представлет собой возможность, которую Москва намерена использовать в экономическом и торговом плане. Грузовой корабль MV Nordic Barents перевез более 40 тысяч тонн железа из норвежского порта Киркенес, отплыв 4 сентября прошлого года и став, таким образом, первым иностранным кораблем, совершившим коммерческую перевозку через воды российской Арктики. Огромный торговый корабль пересек Северный Ледовитый океан (северо–восточный проход), прошел вдоль северных берегов России, а затем по Берингову проливу. Примерно через три недели он пришвартовался в порту Xingang, на севере Китая. «Не было никаких больших задержек, и путь оказался очень дешевым. Если сравнить его с путем через мыс Доброй Надежды, то экономия только топлива составила примерно 550 000 долларов», – заявил Кристиан Бонфилс (Christian Bonfils), генеральный директор компании Nordic Bulk Carriers.
Русские используют арктические воды весь год уже в течение нескольких десятилетий. Прогрессивное отступление кромки льда у берега, вызванное глобальным потеплением в последние годы, подтолкнуло международные навигационные компании к использованию новых северных торговых путей. Но до недавнего времени Северный морской путь был закрыт для иностранных судов. Навигационные компании были обязаны использовать проход через Суэцкий канал. Такое путешествие из Норвегии занимает почти вдвое больше времени.
В прошлом году компания Tschudi, которая владеет рудными разработками на Киркенесе попросила у русских разрешения использовать Северный морской путь, чтобы добраться до Китая, их самого главного клиента. Как подчеркнул генеральный директор компании Феликс Тшуди, ответ российского государства был предельно ясен: «Мы хотим составить конкуренцию Суэцкому каналу». До этого момента было совершенно неясно, сколько может стоить использование российского ледокола. «Цена, которую мы заплатили за использование ледокола в прошлом году (210 000 долларов), сопоставима с платой за проход через Суэцкий канал», – сказал Бонфилс. Этот факт доказывает, что намерения русских изменились. Причину этого объяснил профессор университета Fairbanks на Аляске Лоусон Бригам (Lawson Brigham), подчеркнув, что русские хотят использовать природные ресурсы зоны. «Фундаментальная причина заключается в том, что валовой национальный продукт России связан с развитием природных ресурсов Арктики», – сказал профессор. Но Москва заинтересована также и в том, чтобы создать транспортную систему для перевозки природных ресурсов на мировые рынки, и, в частности, на китайский рынок.
Регион характеризуется огромными залежами минеральных ресурсов, среди которых углеводороды и руды, содержащие никель, железо, фосфор, медь и кобальт. Таким образом, Россия надеется заняться разработкой огромных богатств арктического дна, а также благоприятствовать развитию торговли и транспортных перевозок по Северному морскому пути, который короче на тысячи километров по сравнению с другими: тринадцать тысяч километров в сторону Азии, что на десять тысяч километров короче по сравнению с традиционным путем через Суэц. В текущем году предполагается перевезти три миллиона тонн грузов, причем российский вице–премьер Сергей Иванов намерен удвоить это количество в 2012 году.