Министр обороны Франции Жерар Лонге (Gerard Longuet) выразил беспокойство в связи с тем, насколько медленно продвигаются попытки сместить полковника Каддафи, и заявил, что пора «садиться за стол переговоров».
Хотя позиция НАТО и повстанческого Национального переходного совета (НПС) с самого начала подразумевала, что никаких переговоров не может быть, пока полковник Каддафи остается у власти, по мнению г-на Лонге, он может «остаться в своем дворце, только в другой комнате и в другой должности».
«Мы просили их [стороны конфликта] начать переговоры, - заявил министр в своем интервью французскому телевидению. – Позиция НПС очень далека от других позиций».
Его интервью вызвало моментальную реакцию Вашингтона. «Решать, как будет проходить переход, должен ливийский народ, но мы по-прежнему твердо убеждены, что Каддафи не может оставаться у власти», - заявил Госдепартамент, подчеркнув, что он не изменил свою позицию.
По словам одного из высокопоставленных британских чиновников, между двумя союзниками, исходно стоявшими за решением о военной операции против Ливии, сейчас «отсутствует взаимопонимание».
При этом официальный представитель британского министерства иностранных дел подтвердил, что Британия, как и раньше, считает, что полковник Каддафи должен уйти, прежде чем будет объявлено о прекращении огня и начнутся переговоры.
Со стороны повстанцев также последовала недовольная реакция. «Единственное политическое решение – это уход от власти Каддафи и его семьи», - заявил Хамед Амер Хагег (Hamed Amer Hagheg), один из руководителей повстанческих сил в горах на западе Ливии.
«Мы уважаем позицию президента Саркози, так как он поддержал ливийцев. Однако восстание начали сами ливийцы, а не французы. Даже без его помощи мы будем продолжать преследовать Каддафи».
Битва за Ливию превратилась в войну на истощение, несмотря на то, что еще в марте НАТО с оптимизмом ожидало быстрого падения режима, подорванного авиаударами и народным восстанием.
На прошлой неделе на юго-западном фронте повстанцы захватили деревню Кавалиш, продвинувшись, таким образом, к расположенному в 60 милях от столицы городу Гарьян – важному центру снабжения, стратегически размещающемуся на главной дороге с севера страны на юг. Однако на выходных силы Каддафи нанесли ответный удар огнем минометов и ракетами систем БМ-21 «Град».
Министр иностранных дел Италии Франко Фраттини (Franco Frattini), уже призвал к переговорам, в то время как глава французского МИД Ален Жюппе (Alain Juppe) в своем интервью дал понять, что на время переговоров Каддафи может остаться у власти.
«Вопрос не в том, должен ли он уйти, а в том, когда и как», - заявил французский министр, добавив, что он не может сейчас ответить на вопрос о том, разрешат ли Каддафи остаться в Ливии после ухода от власти, или ему придется искать убежища в других местах.
Сеиф аль-Ислам Каддафи (Saif al-Islam Gaddafi), сын ливийского лидера, утверждает, что специальный представитель ливийского режима встречался с президентом Николя Саркози, который намекнул ему, что Франция хочет, чтобы в Ливии было новое переходное правительство.
По его словам, президент Саркози заявил: «Мы создали НПС и без нашей поддержки, наших денег и нашего оружия он не сможет существовать». Официальный представитель французского министерства иностранных дел утверждает, что «прямых переговоров» с режимом не велось. «Мы передавали им сообщения с ведома НПС и наших союзников», - подтвердил он при этом.
Один из высокопоставленных западных дипломатов считает, что Франция «дает повстанцам понять», что у конфликта есть временные рамки. Мандат НАТО истекает в сентябре.
«В целом в западных дипломатических кругах существует понимание того, что государственные структуры, существующие в западной части страны, нельзя будет полностью сбрасывать со счетов, даже в случае быстрого падения режима Каддафи», - утверждает дипломатический источник.