Казань, Россия – Российская прокуратура начала во вторник масштабное расследование по делам речного транспорта, сделав это после того, как круизный теплоход затонул, унеся с собой жизни 128 человек, в том числе, десятков детей, оказавшихся в западне в помещении для игр.
Подняв наверх тела из других отсеков корабля, водолазы вошли в полукруглую каюту на нижней палубе кормовой части, называемую музыкальной комнатой. Там находились дети, и спасатели начали поднимать их тела на поверхность.
На церемонии на территории судоремонтного предприятия в Казани, которое находится ближе всего к месту крушения, родственники погибших бросали в Волгу красные гвоздики и надувные детские игрушки, а на всех находившихся в доке судах загудели сирены в долгом траурном прощании.
Вторник в России был объявлен днем траура, и на судах приспустили флаги.
Власти, похоже, сосредоточили свое внимание на многих причастных к трагедии, включая капитанов судов, владельца затонувшего теплохода, туроператора, зафрахтовавшего судно и продававшего билеты на круиз, а также на плачевном состоянии речных круизных судов в целом.
Летние речные круизы очень популярны в России, но флот судов с советских времен серьезно обветшал. «Количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельное», - заявил в понедельник президент Дмитрий Медведев.
Во вторник полиция арестовала директора туристической компании «Агроречтур», которая организовала поездку, а также старшего инспектора речных судов, не далее как в прошлом месяце подписавшего акт о том, что теплоход «Булгария» годен для плавания.
Уголовные дела также возбуждены против владельца судна и против капитанов двух других грузовых судов – «Арбат» и «Дунайский-66», которые прошли мимо находившихся в воде людей, не остановившись и не оказав им помощь.
Эти капитаны могут понести уголовную ответственность, заявил по государственному телевидению министр транспорта Игорь Левитин. Однако капитан судна, которое не остановилось для спасения утопающих, попытался снять вину со своих коллег, заявив, что он подавал сигналы другому приближающемуся судну, которое было лучше приспособлено для спасения выживших в крушении.
Пытались они или нет, говорят некоторые комментаторы, российским руководителям в конечном итоге не удастся снять вину с государства. «Все наше государство это старая посудина, - написал в своем блоге заместитель главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Владимир Варфоломеев. – Плохо управляемое, несмотря на пресловутую вертикаль власти, оно само основательно прогнило, и поэтому допускает эксплуатацию таких дырявых посудин».
Затонувшему теплоходу было 56 лет, но Министерство транспорта заявило во вторник, что более ста пассажирских судов в России еще старше. Однако возраст для безопасности кораблей не так важен, как ремонт и обслуживание, а с этим, как известно, дела обстоят из рук вон плохо.
До воскресной трагедии не делалось почти ничего для привлечения к ответственности владельцев судов, признался в интервью капитан речного патрульного судна для перевозки инспекторов Дмитрий Платонов. Владельцы могут откладывать обязательные ремонты, договариваясь с инспекторами.
«Такое случается, - сказал он. – Достаточно взглянуть на «Булгарию»». Один из двигателей судна был неисправен, судно было предназначено для 140 пассажиров, а экипаж перегрузил его, взяв на борт 208 человек, и у теплохода еще в порту был крен. «Они договариваются с инспекторами, и те закрывают глаза на некоторые вещи», - сказал Платонов о судовладельцах, пожав плечами.
Действительно, в последние годы суда на Волге начали тонуть в массовых масштабах, и это уже похоже на эпидемию. «Новая газета» сообщала в прошлом году, что дно Волги забито 2300 затонувшими судами и баржами, причем более тысячи из них пошли на дно в последние три года. Большинство из них это старые грузовые суда, которые либо затонули, либо были противозаконно затоплены владельцами, и теперь представляют угрозу для судоходства.
С распадом советской системы ремонтировать старые суда становится все труднее, сказал механик, работавший прошлой зимой на «Булгарии». «Все детали были советские», - заявил интернет-изданию Life News Владислав Андреев, работающий механиком на судоремонтном заводе в Перми. Он объяснил, что достать запасные части сейчас невозможно.
«Их не меняли, и мы их ремонтировали. Что можно сказать? Скажем, часть деталей не работает. Мы их снимаем, забираем в мастерскую, ремонтируем и ставим обратно. Так было и в этом году», - рассказал он.
Среди лишних, незарегистрированных пассажиров были дети, которых взяли на борт вместе с родителями без билетов. Об этом сообщило во вторник телевидение Казани. Во время ливня детей отвели в музыкальную комнату, а многие родители остались на верхней палубе и благодаря этому остались живы.
Во вторник виноватых искали все. Но участник одного из интернет-форумов заявил, что окончательную ответственность за случившееся несет капитан «Булгарии» Александр Островский, погибший при крушении судна. Островский решил отчалить от берега, несмотря на штормовое предупреждение и крен теплохода. «Только волжская вода смоет его грех», - написал этот участник.