«Защищая интересы Канады на Севере» («Defending Canada’s interests in the North»), «Игра мускулами в Арктике» («Flex our Arctic muscles») – с такими заголовками стали в последнее время выходить канадские газеты после того, как русские объявили, что они собираются создать две армейские бригады, которые будут размещены в Арктике. Между тем, эта новость не должна была никого удивить. Во-первых, Россия уже не первый год наращивает военное присутствие в Арктике. Ранее в этом году она сообщила о своих планах создать бригаду арктического спецназа, которая будет базироваться в Печенге, у границы с Норвегией и будет развернута к концу 2011 года. Она должна быть оснащена сочлененными гусеничными вездеходами ДТ -30 «Витязь», способными действовать в арктических условиях. Весь этот рост активности – часть российской Стратегии национальной безопасности на период до 2020 года, которая предусматривает увеличение числа бригад с 70 до 109 до конца этого десятилетия. При этом лишь две из 49 новых бригад будут направлены в Арктику, и это показывает, что Россию больше тревожат другие направления. Соответственно, Канаде не нужно чрезмерно опасаться, что Россия направит всю свою энергию на север и будет посягать на канадскую территорию.
Во-вторых, все арктические страны (возможно, за исключением США) сейчас укрепляют свое военное присутствие и инфраструктуру на Севере. Например, люди на фотографии сверху – это не канадские и не российские солдаты, а шведские арктические рейнджеры (Lapplandsjagarna, что по-шведски значит «лапландские егеря»). Подготовку они проходят в шведском городе Кируна к северу от полярного круга. Среди прочего их учат водить снегоход и распознавать российскую технику. Тем не менее, шведские газеты не реагируют на планы России истериками.
Финляндия, обладающая самой длинной границей с Россией из всех арктических держав, сейчас старается наладить отношения с бывшей восточной угрозой. 18 июня президент Финляндии Тарья Халонен (Tarja Halonen) встречалась с российским президентом Дмитрием Медведевым.
«Российско-финские отношения находятся на очень высоком уровне, и мы бы хотели, чтобы они оставались на не меньшем уровне в будущем», - заявил Медведев в ходе встречи. Халонен также отметила, что она хочет укрепить сотрудничество с Россией в северных и арктических регионах. То есть, две страны, граничащие по суше с Россией, сейчас стремятся с ней сотрудничать, в то время как журналисты в далекой Канаде выдают заявления вроде приведенного ниже:
«При этом ограничиваться только сравнительно небольшими военными учениями было бы глупо, так как Россия явно вознамерилась укрепиться на нашей арктической территории. Будем надеяться, что заявление Канады о том, что она намерена усилить в августе свое присутствие в Арктике, продемонстрирует русским, что их план столкнется с сопротивлением».
При этом непонятно, что имеется в виду под «нашей арктической территорией»? Неужели Россия действительно собралась укрепиться на Канадском арктическом архипелаге? Если же журналист имел в виду потенциально спорный хребет Ломоносова, на который, рассчитывают предъявить претензии в ООН Канада Россия и Дания, то эту территорию пока нельзя считать канадской. Решение о ее принадлежности должна вынести Комиссия ООН по границам континентального шельфа. Россия собирается официально представить свою заявку в следующем году, а Канада в 2013 году. Впрочем, сроки в данном случае не важны, так как вопрос будет решаться на основании научных данных, а не на основании принципа «кто не успел, тот опоздал».
Россия играет по правилам. Она собирается подать заявку в комиссию ООН и открыто объявляет о своих оборонных планах в Арктике. Если бы речь шла о тайном наращивании сил, у Канады мог бы появиться повод для беспокойства. Однако российская активность лежит в русле общих тенденций – сейчас все арктические страны, естественным образом, стараются защитить арктические земли и воды, которые становятся все более ценными по мере таяния льдов. Это, впрочем, не означает, что им следует бряцать оружием и играть мускулами в ответ на любые действия других стран.