Трагическое кораблекрушение «Булгарии» на реке Волга, унесшее жизни 125 человек, стало результатом системы, в которой коррупция, безответственность и безразличие к человеческой жизни переплетаются с неэффективной политикой, неспособной справиться со стоящими перед страной проблемами. Такое мнение звучит сегодня, в день траура, в средствах массовой информации. 170 ныряльщиков продолжают поднимать тела погибших с затонувшего раритета, построенного в Чехословакии в 1955 году и с тех пор не претерпевшего ни одного капитального ремонта.
На борту судна, которое многие уже окрестили «Волжским Титаником», находилось 205 человек, хотя в перечне пассажиров, согласно уточненным данным, значилось 209 человек. К вечеру, по сообщениям МЧС, из воды было извлечено 88 тел (19 детей, 52 женщины и 17 мужчин). Сильное течение в месте трагедии двигает судно и заставляет его шататься, некоторые тела унесло от места катастрофы на 100 километров.
Критика православной церкви
Об аморальности как причине катастроф, столь часто уносящих жизни в России, говорил в Москве Патриарх православной церкви Кирилл, проведший литургию по жертвам трагедии. «Если бы это было одиночным, из ряда вон выходящим событием - …», - сказал глава основной религиозной конфессии страны. – «…так ведь нет! Совсем недавно мы оплакивали невинных жертв авиационной катастрофы в Петрозаводске. Сколько же было таких жертв? А сколько было так называемых техногенных катастроф?», – продолжил он, говоря о катастрофе, случившейся 21 июня с самолетом Ту-134, унесшей 47 жизней.
По словам патриарха, во всех упомянутых катастрофах основную роль сыграл «человеческий фактор», использование «старой техники» с риском для «человеческой жизни» исключительно «ради денег». «То, что сегодня происходит – это вызов власти, обществу, народу», - подчеркнул патриарх. - «Если доминантой нашей жизни будет по-прежнему стремление как можно больше заработать любыми путями, то нас ждут еще большие катастрофы», - заключил он.
Нападки прессы на систему
Интересно, что по данным газеты «Московский комсомолец», ссылающейся на одного из бывших членов экипажа, «Булгария» чуть не затонула на том же самом месте четыре года назад. По его словам, в сильную непогоду вода стала заливаться в иллюминаторы, старый уплотнитель которых не мог обеспечить необходимой герметичности.
Причиной катастрофы стали «деньги, от которых не могли отказаться», говорит со страниц той же газеты комментатор Юлия Калинина, указывая на недостаток ответственности, здравого смысла и способности предвидеть последствия своих поступков у организаторов круиза.
По ее словам, людей такого плана в России «с каждым днем становится больше», потому что преступления не преследуются должным образом. Власти предпочитают наказывать других преступников. «Не изменников Родины надо искать и травить полонием. И не предателей потеевых, которые выдали американцам десять русских шпионов», - пишет Калинина, указывая на убийство бывшего агента спецслужб Александра Литвиненко, отравленного в Лондоне, и заочный суд над дезертиром из спецслужб, обвиненным в выдаче агентурной сети российских разведчиков в США.
«Ведомости» квалифицировали, как «неадекватную масштабам проблемы» реакцию президента Медведева на недавние события в авиации. Газета имеет в виду трагедию в Карелии и происшествие, имевшее место в понедельник, когда самолет Ан-24, летевший из Тюмени в Томск, совершил вынужденную посадку в реку Обь, результатом чего стало 6 погибших и один пропавший без вести. В обоих случаях Медведев высказался за то, чтобы запретить полеты разбившихся самолетов. Эти несчастные случаи и их жертвы говорят о «катастрофическом износе инфраструктуры и транспорта», подчеркивает газета.
Износ
Согласно «Ведомостям», 9% судов, курсирующих по рекам и озерам России, имеет возраст более 50 лет, а еще 16% - более сорока. Воздушный парк также сильно постарел за период с 2000 по 2010 год: доля самолетов в возрасте от 15 до 30 лет возросла с 40% до 58%. Эксплуатация Ту-134 была начата в 1984 году, а Ан-24 в 1979. Газета задается вопросом, почему Медведев не принял решения снять с эксплуатации Ан-24 в августе 2010 года, когда в результате катастрофы этого самолета погибло 11 человек.
Ситуация с железными дорогами России, обновляющими свой парк поездов дальнего следования и электричек, несколько лучше. Однако новые поезда, говорят «Ведомости», «ходят по старым путям». Это обстоятельство, волнующее многих, относится и к скоростным поездам, циркулирующим по маршруту Москва – Санкт-Петербург. «Результатом сегодняшних обсуждений должно стать решение о полной модернизации инфраструктуры и транспорта, а не запрет на ту или иную технику», - заключают Ведомости.
Согласно интернет службе новостей «Newsru.com», «обозреватели и аналитики в России и за ее пределами делают один и тот же беспокоящий вывод, что катастрофа на Волге является не единичным событием, а следствием неправильной системы управления, всепроникающей коррупции и общего безразличия к человеческой жизни».
В поисках конкретных виновников власти задержали двух служащих компании-организатора круиза и открыли уголовное дело на капитанов двух судов, проплывавших мимо «Булгарии» в момент катастрофы. В отношении этих судов ситуация остается неясной, поскольку видимость на реке была очень плохой, и экипаж судов мог просто не понять, что происходит.
Судя по всему, один из судов все же дал сигнал бедствия, чего не смогла сделать оставшаяся без электричества «Булгария», неспособная даже отправить сигнал СОС, согласно радиотелеграфисту Ринату Габитинову. По его показаниям электрогенератор сломался раньше, чем вода попала в машинное отделение. Он же сообщил, что на судне был пожар в предыдущем рейсе, который мог «вывести из строя какое-нибудь устройство».