Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мечта России о Кремниевой долине тормозит экономику

Проект создания российской Кремниевой долины в Сколково, к западу от Москвы, является очень важным для президента Дмитрия Медведева. Однако слишком большое внимание к сектору высоких технологий наносит ущерб народному хозяйству страны.

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПрезидент РФ Дмитрий Медведев посетил московскую школу управления "Сколково"
Президент РФ Дмитрий Медведев посетил московскую школу управления Сколково
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если и есть символ, определяющий президентство Дмитрия Медведева, то это, несомненно, Сколково. К западу от Москвы глава российского государства хочет создать инновационный центр, в котором тысячи ученых будут заниматься подготовкой технологического прорыва.

Москва - Если и есть символ, определяющий президентство Дмитрия Медведева, то это, несомненно, Сколково. К западу от Москвы глава российского государства хочет создать инновационный центр, в котором тысячи ученых будут заниматься подготовкой технологического прорыва.

Сколково обычно называют российской Кремниевой долиной, хотя координатор Сколково и мультимиллиардер Виктор Вексельберг не согласен с таким определением. В работе над этим проектом планируется лишь использовать опыт американского прототипа, отметил он в своем недавнем интервью Die Presse. Речь идет о создании среды, в которой результаты исследований можно будет доводить до коммерческого использования. Российская экономика, по его мнению, должна развиваться «в направлении  высоких технологий».

Другие сектора получают недостаточную поддержку?


Для правительства речь идет о технологической революции. Для этого средства инвестируются не только в создание нового центра в Сколково, но также, например, и в нанотехнологии. Цель состоит в том, чтобы добиться прорыва за счет прыжка, минуя промежуточные стадии последовательного развития.

Поначалу это ничего не даст экономике, говорят экономисты и предостерегают от слишком большой концентрации внимания на этом секторе. Такую позицию занимает, например, ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев и профессор Йельского университета Олег Цывинский, которые привлекли к себе внимание, изложив результаты своего анализа в газете «Ведомости». Анализируя российские планы и ссылаясь на новейшие научные исследования, авторы показали, что стратегия технологического прорыва в отдельно взятом секторе не оказывает позитивного влияния на темпы экономического развития.

Наоборот, подобного рода стратегия может даже тормозить развитие, поскольку «создание технопарков или специальных прорывных предприятий отвлекает ресурсы из других секторов, которые потенциально могли бы развиваться быстрее». Авторы ссылаются при этом, в частности, на исследования профессора Колумбийского университета Шан-Цзинь Вэя, а также Уильяма Льюиса (William Lewis) -  основателя института McKinsey Global Institute.

Сторонники Сколково приводят в качестве примера такие азиатские страны как Японию,  Сингапур или Корею. Однако достигнутые ими успехи в области роста имеют отношение к другим факторам. Определяющим для них, по мнению авторов исследования, с одной стороны, были функционирующие государственные институты, а, с другой стороны, - открытость для иностранных инвестиций и международной торговли. Сотни исследований доказывают, что более значительное участие экономики страны в международной торговле сопровождается также более высокими показателями роста. В случае с Россией это означает: стратегия технологического прорыва не содержит никакого магического рецепта роста. Кремль не сможет оставить без внимания общий инвестиционный климат в России. Кроме того, страна должна быть более открытой для международной торговли и, следовательно, для конкуренции.

Конкуренция стимулирует инновации

По поводу конкуренции: то, к чему она может привести, показывает недавнее исследование российского Сбербанка, посвященное степени модернизации промышленности страны. Если взять те предприятия, которые за последние 20 лет не знали никакой иностранной конкуренции, то только десять процентов из них серьезно занимались инвестированием средств в технологии. Тогда как среди предприятий, которые вынуждены были конкурировать с западными компаниями, таковых оказалась четверть от общего числа.