Теперь, когда арабская весна – серия восстаний, захлестнувших страны Ближнего Востока и Северной Африки – длится уже до середины лета, важно посмотреть, как Россия отвечает и реагирует на развертывание событий у своих ближайших партнеров, Ливии и Сирии, и что может произойти дальше.
Очевидно, Россия сегодня глубоко заинтересована в том, как разворачивается ситуация с восстаниями и что происходит с влиянием Москвы в этом регионе. Хотя отношения России на Ближнем Востоке и сравнить нельзя с ситуацией в эпоху Советского Союза, в силу того, что Кремль является постоянным членом Совета Безопасности ООН и членом Ближневосточного квартета, Москва все еще играет здесь критически важную роль. Кремль не скрывает своего по-прежнему подозрительного отношения к политическому доминированию Запада в лице Соединенных Штатов Америки и их союзников. У России важные и весьма прибыльные связи в сфере энергетики и торговли оружием с этим регионом, особенно с Ливией и Сирией.
Ливия
Россия рассматривает нынешнюю натовскую операцию в Ливии как начало расширения НАТО к югу, аналогично тому, как относится Москва к включению Польши и стран Балтии в состав НАТО в последние двадцать лет. В июне 2011 года посол России в НАТО, Дмитрий Рогозин, заявил, что конфликт носит «внутренний характер», и добавил, что участие в нем третьих стран может представлять угрозу безопасности в регионе. Он описал ситуацию в этой североафриканской стране как «гражданскую войну, осложненную противоречиями между племенами». Москва заявила, что готова присутствовать на переговорах по достижению мирного соглашения. Специальный представитель в регионе российского президента, Михаил Маргелов, бывший в советские времена сотрудником КГБ и работавший в агентстве ТАСС переводчиком, а ныне специальный представитель российского президента по сотрудничеству со странами Африки, встретился с ливийским премьер-министром Багдади Махмуди и министром иностранных дел Абдулом Ати-Аль-Обейди. Российская политическая позиция заключается в том, что консультации с людьми ливийского лидера Муаммара Каддафи являются необходимым этапом на пути урегулирования конфликта. Маргелов, который встречался и с оппонентами Каддафи, заявил, что они хотят, чтобы нынешний правитель покинул свой пост, а его семья была исключена из системы принятия решений в области экономики. Маргелов утверждал, что ливийская оппозиция может принять перспективу проживания Каддафи в Ливии после отказа от власти, благодаря их «традиции прощения и примирения».
Не-НАТО и Сирия
Тупик, в который зашла военная ситуация в Ливии, и дипломатическая неопределенность с осуждения действий Сирии создали для России возможность позиционировать себя на Ближнем Востоке как «не-НАТО». Это прозвище призвано подчеркнуть, насколько далеко Кремль стоит в стороне от позиции США и НАТО в отношении происходящего в Ливии и в Сирии. Медленно, но упорно распространяющееся насилие в Сирии вызывает сугубую тревогу Москвы, и потому Кремль пытается проникнуть в этот регион в новом обличье. Сирия была одним из важных клиентов Кремля в советскую эпоху, и большая часть ее оружейного арсенала – российского производства. При этом Москва хочет поддерживать имидж крупной державы, стоящей на позициях невмешательства, чтобы иметь возможность гарантировать и продвигать российские экономические интересы в регионе. И сейчас ей очень подходит образ державы, противостоящей вмешательству в дела Сирии (как и Ливии) извне.
Россия
Причины Москвы не вмешиваться во внутренние дела Сирии, видимо, аналогичны причинам ее оппозиции военным операциям НАТО в Ливии. В июне 2011 года заместитель представителя России в ООН, Александр Панкин, заявил, что «основным, с нашей точки зрения, является то, что нынешняя ситуация в Сирии, несмотря на рост напряжения и конфронтации, не представляет угрозы для международного мира и безопасности. Невозможно отмахнуться от того факта, что источником насилия не является исключительно одна из сторон. Реальную угрозу безопасности в регионе, с нашей точки зрения, может представлять внешнее вмешательство во внутреннюю ситуацию в Сирии, включая попытки навязать готовые решения или принять ту или иную сторону».
Москва уже старается не допустить активных действий США против режима Ассада в Сирии, и побуждает Ассада скорее проводить реформы, укрепляющие его власть, чем просто прибегать к силе, что могло бы только спровоцировать оппозицию Запада и усилить вероятность жесткой односторонней реакции Запада. Поскольку Сирия – давний клиент и крупный покупатель оружия у России, жестокость Ассада и являющееся прямым его следствием усиление западного давления потенциально ослабляет для России ее партнера. С российской точки зрения это действие способствует односторонней консолидации Ближнего Востока под влиянием США и Запада (потенциально под демократическим покровительством), которое может перехлестнуться и на российские территории.
Недавнее демонстративное сжигание российских флагов, вместе с флагами Ирана и Хезболлы, недвусмысленно показывает, насколько свысока участники протеста смотрят на не-НАТОвскую политику России. Антироссийские выходки – это послание российскому руководству о необходимости свободы. Практически в то же время, когда происходили эти антироссийские акты, протестующие кидали розы под ноги посла США в сирийском городе Хама. Эти акты могли быть болезненным ударом для Кремля, ведь в последнее время российские флаги жгут и на Украине, и в Грузии, и в Киргизии, и, если вспомнить в советские дни, в Афганистане. Москву должно было шокировать, что Россия в представлении выступающих против Ассада демонстрантов смешана в одну кучу с Хезболлой, тогда как к США они относятся с большим уважением.
Влияние на интересы России
Существует множество различных источников беспокойства, с которыми Кремлю придется столкнуться. Во-первых, внешнеполитический истеблишмент России начинает становиться похожим на поле боя, потому что высшие официальные лица страны посылают явно конфликтующие сигналы о том, какую позиция занимает Москва в отношении беспорядков, захлестнувших Ливию и Сирию. Российские руководители работают над защитой стратегических целей Москвы в этом регионе. Но в ходе этого процесса открыто проявляются явные политические разногласия, и одни аналитики склоняются к более тесной дипломатической связи с Западом, а другие поощряют Россию игнорировать точку зрения Запада и быть более агрессивной в защите интересов Кремля (возрождение старинного спора между западниками и славянофилами). Этот спор явно станет пробным камнем во время предвыборной кампании российского президента Дмитрия Медведева в 2012 году.
Во-вторых, Кремль видит в возможном падении старого порядка в Ливии и в Сирии «победу» Запада. Не менее сильно тревожит воображение российских аналитиков и творцов политики возможный рост исламистских режимов, которые видят в России свою мишень. В России уже ведутся разговоры о том, чтобы предоставить самоуправление государствам Северного Кавказа (в основном, Дагестану, Ингушетии и Чечне), и этот жест Кремля может привлечь внимание исламистов, который могут прийти к власти в Ливии и Сирии. Эти исламисты (т.е. связанные с чеченскими мятежниками и с группами Аль-Каиды), хотя и не злоупотребляющие насилием, могут обновить свои связи с своими собратьями на Северном Кавказе. Достаточно взглянуть на обширное черкесское землячество в Сирии, которое может захотеть обновить и упрочить отношения со своими ближайшими северными соседями.
Наконец, существует влияние на российскую оборонную промышленность. Россия может потерять до 10 миллиардов долларов, которые она получает от сделок по продаже оружия Ливии и Сирии. Падение Каддафи положило бы конец планам продаж в течение ближайших пяти лет вооружений, по крайней мере, на четыре миллиарда долларов. Российские источники отмечают, что исчезновение ливийского рынка самой стало бы большой потерей. Российские сделки с Сирией тоже могут сильно пострадать, и Кремль может подумать о возможности «перезагрузки» своих продаж вооружения для сохранения высоких прибылей. Это означает, что «Рособоронэкспорт», российская компания по торговле оружием, будет стремиться продать больше оружия клиентам из других частей Ближнего Востока, особенно государствам, входящим в Совет сотрудничества стран Персидского залива. Усилия России по восстановлению порта Тартус в Сирии могут обернуться сплошным убытком. Кремль хотел иметь здесь базу для размещения тяжелых военных кораблей после 2012 года, но этого может и не случиться, если учесть продолжающуюся политическую ситуацию в Сирии. Потенциальная возможность для России потерять Тартус могла бы заставить Кремль вернуться к своим целям создания военно-морской базы в Восточном Средиземноморье.
В целом, успехи российской внешней политики на Ближнем Востоке, наблюдавшиеся в период 2007-1010 года, вероятно, значительно пострадают. Усиленное стремление Кремля, в ситуации трансформации Ливии и Сирии, укреплять свои отношения со странами Совета сотрудничества Персидского залива, повлияет на попытки России создать «северо-южный коридор» между регионом Залива и Россией. При новом любом ливийском правительстве России потребуется даже теснее сблизиться с Катаром и Объединенными Арабскими Эмиратами, из-за тесных связей Дохи и Абу-Даби с ливийскими мятежниками. Нынешний пробел в этой области, характеризующийся отсутствием взаимопонимания и очень осторожным сближением между Россией и странами Совета по сотрудничеству в Персидском заливе будет нуждаться в новом обосновании, по мере того, как рыночная ситуация и политические реалии формируют новый ландшафт.
Доктор Теодор Карасик - директор научно-исследовательского института INEGMA
INEGMA – общество с ограниченной ответственностью в свободной зоне в Дубаи, Объединенные Арабские Эмираты. Основанная в 2001 году компания INEGMA была учреждена для предоставления организациям средств массовой информации, научно-исследовательским, некоммерческим организациям, военным и правительствам Ближнего Востока и международным частным компаниям различных услуг, связанных с военными и стратегическими вопросами.