Немецкий бизнесмен Франц Зедельмайер (Franz Sedelmayer) добился в шведском суде снятия иммунитета с части зданий торгпредства России в Швеции, которые теперь могут быть проданы в счет возмещения задолженности РФ перед Зедельмайером. Кроме того, Зедельмайер надеется добиться снятия иммунитета и с Русского дома, официально говоря, с Российского дома культуры, науки и техники на Фридрихштрассе в Берлине. Решение по этому делу вскоре вынесет Федеральный конституционный суд Германии.
Эта история началась в 1991 году, когда Зедельмайер приехал в Ленинград, чтобы организовать с городским УВД совместное предприятие, которое поставляло бы милиционерам бронежилеты, бронированные автомобили и другую спецтехнику. Ленинградские власти внесли свой вклад в совместное предприятие, на 25 лет передав немецкому бизнесмену право аренды на особняк на Каменном острове. Зедельмайер вложил в ремонт и оснащение здания два миллиона долларов, превратив запущенный шедевр архитектуры начала двадцатого века в современный конференц-центр.
Дела у немецкого бизнесмена шли превосходно, пока в 1995 году хозяйственное управление Администрации президента России Бориса Ельцина не решило разместить в арендованном Зедельмайером особняке резиденцию для приема иностранных гостей. Неожиданно выяснилось, что права на здание изначально принадлежали федеральным властям, а значит, городские власти и не могли передать его в аренду другому лицу.
Об аннулировании аренды Зедельмайеру сообщил по телефону сам Владимир Путин, работавший тогда главой Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. По словам Зедельмайера, будущий президент и посоветовал ему в качестве компенсации ущерба отсудить у России часть госсобственности за рубежом.
Интересно, что вначале Зедельмайер отказывался покинуть здание. В течение трех месяцев его служба безопасности выдерживала осаду милиции, но все-таки капитулировала. Находившееся в особняке оборудование было арестовано, а сам дом опечатан. По некоторым данным, немецкому бизнесмену предложили взамен особняка на Каменном острове другую недвижимость, но он отказался. Денежную же компенсацию за проведенный ремонт отказывались выплачивать российские власти. Работавший тогда в Комитете по управлению городским имуществом Герман Греф заявлял, что Зедельмайер не смог предоставить документы, которые подтверждали бы размеры затрат на реконструкцию особняка.
Уехав из России, Зедельмайер стал искать правды в европейских судах. В 1998 году Международный арбитраж в Стокгольме вынес решение о том, что Россия должна выплатить бизнесмену 2,5 миллиона долларов, и на основании этого решения в 2001 году Берлинский апелляционный суд постановил, что Зедельмайер вправе взыскивать любое российское имущество, находящееся на территории Германии.
После этого немецкому бизнесмену ничего не оставалось, как пойти по дорожке, протоптанной известной швейцарской фирмой Noga, пытавшейся арестовать два российских самолета на авиасалоне в Ле Бурже в 2001 году.
По весьма схожему сценарию Зедельмайер в 2006 году попытался добиться ареста Ту-204-300 на Международном авиакосмическом салоне в Берлине, а годом ранее – ареста российских экспонатов на ярмарке в Ганновере. Журналисты шутили, что теперь «у России выросла вторая Нога». Но если швейцарская фирма в 2009 году все-таки проиграла процесс против России в Верховном суде Швейцарии, то Зедельмайер еще планирует получить компенсацию. По его расчетам, Россия задолжала ему 5 миллионов евро – с учетом пени и судебных издержек. Сейчас Зедельмайер надеется получить эти деньги от продажи здания российского торгпредства в Стокгольме, которое, по решению Верховного суда Швеции, может быть выставлено на аукцион в счет погашения задолженности Зедельмайеру.
Россия будет обжаловать это решение, поскольку, как говорится в официальном заявлении МИДа, «все активы РФ на территории Швеции являются собственностью государства и используются в целях, на которые распространяется как государственный, так и дипломатический иммунитет».
Зедельмайер же в любом случае не намерен останавливаться на достигнутом. Еще в 2009 году он попытался добиться продажи Русского дома в Берлине, однако тогда участковый суд района Mitte признал, что здание используется в »суверенных целях» Российской Федерации, а значит обладает иммунитетом. Сейчас Зедельмайер ждет решения Федерального конституционного суда по этому делу. Продолжается суд и вокруг здания торгпредства России в Кельне.
Даже если Зедельмайер не сможет получить в качестве компенсации заветные 5 млн. евро, его российская авантюра в начале 90-х не прошла даром. Во-первых, из России немецкий бизнесмен привез жену, в браке с которой родились двое детей. А во-вторых, опыт, собранный Зедельмайером в судах, несомненно, ему пригодился. Сейчас баварец руководит фирмой MARCompany, которая, как написано на ее официальном сайте на немецком, английском и русском языках, занимается «возвращением инвестированного капитала, обеспечением требований по возмещению ущерба и последовательным взысканием задолженностей по судебным, арбитражным и третейским решениям». Своей специализацией фирма объявила «ведение процессов против суверенных государств».
Иными словами, как истинный бизнесмен Зедельмайер нашел способ сделать деньги даже из нудной тяжбы с российским государством. И баварец по-прежнему остается оптимистом. После публикации о своем деле в российской «Правде», которая встала на сторону обиженного бизнесмена, он пошутил в микроблоге Twitter: «Невозможно проиграть спор с Россией, если Правда на твоей стороне!».