Среди новых друзей России в ЕС немцы самые старые. Бывший канцлер Германии Герхард Шредер бросился налаживать связи с Владимиром Путиным и себе на беду получил прибыльную должность руководителя газопроводного проекта Nord Stream. Итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони тоже давно уже заигрывает с Москвой – его дети проводят каникулы с дочерьми Путина на Сардинии, а два альфа-самца любят вместе тусоваться. Франция вступила в эту игру позднее, но прежде чем получить новую должность главы Международного валютного фонда, Кристин Лагард (Christine Lagarde) в течение двух лет постоянно ездила в Москву и посещала почти все важные инвестиционные конференции. Именно при ней Франция вышла на второе место в российской инвестиционной лиге, уступая сегодня только Германии.
На самом деле, отношения между Россией и ЕС выросли и углубились до такой степени, что сегодня они считаются в большинстве европейских столиц одними из самых важных. И эта тенденция сохранится независимо от того, каковы будут результаты президентских выборов в 2012 году. Однако есть две области, которые постоянно бросают тень на эти взаимоотношения: энергетика и оборона.
Возьмем для примера прошедшую 6 июля конференцию «Отношения между ЕС и Россией после 2012 года», организованную итальянским сенатом. Выступая в стенах здания Senato della Repubblica постройки 16-го века с его увядающей славой, ораторы один за другим произносили хвалебные речи в адрес путинской России и выражали надежду на то, что предстоящие думские и президентские выборы станут очередным шагом в продвижении страны к либеральной демократии.
«Начатая Владимиром Путиным демократическая революция привела народ России к участию в экономической и политической модернизации российской системы, - заявила собравшимся в зале политикам, ученым и журналистам сенатор Лаура Бьянкони (Laura Bianconi). – Эта система не будет зависеть от нефти и газа, она будет опираться на программу модернизации, которая свяжет этот народ с другими европейскими странами».
А вот мнение сенатора Россаны Болди (Rossana Boldi), которая председательствует в Политической комиссии ЕС: «Россия это один из важнейших партнеров ЕС… Нам неизбежно надо будет искать и развивать новые формы сотрудничества».
Здесь же можно привести слова бывшего министра иностранных дел Франции Бернара Кушнера (Bernard Kouchner): «Сейчас все забывают, как быстро развивалась Россия – еще недавно она была империей, и там был коммунизм… Есть воля, которая приводит в движение отношения между Европой и Россией, есть подлинное ощущение братства в личных связях».
«Однако, - добавляет он, - есть и определенные политические проблемы, которые мешают укреплению этого понимания».
Что же это за «определенные проблемы»? Первая – это энергетика, и здесь вот-вот может вспыхнуть новый спор из-за газа.
Запах газа
Российский посол в Италии Алексей Мешков намекнул на это, когда сказал, что России надо дать дополнительное время на подготовку к Третьему энергетическому пакету ЕС, который страны-члены деятельно оформляют в законодательном порядке, и который, среди прочего, направлен на облегчение трансграничной торговли энергоресурсами. В этот период, грозно сказал Мешков, «нельзя допускать никаких ограничений наших [энергетических] инвестиций».
Он имел в виду голосование в литовском парламенте 30 июня, когда был принят закон, который в соответствии с положениями Третьего энергетического пакета требует разделения коммерческих операций по поставкам газа и бизнеса по его транспортировке в том случае, если все это сосредоточено в одних руках. А именно так и обстоят дела, потому что Газпром одновременно является поставщиком газа для Lietuvos Dujos и акционером этой энергетической компании, владеющим 37% ее акций (E.On Ruhrgas принадлежит 39%, литовскому государству 18%, а миноритарным акционерам все остальное).
Это значит, что когда новый закон в 2013 году в полном объеме вступит в силу, Газпром лишится своих прав собственности на газопроводы, хотя он заплатил за свою долю во время приватизации литовской газотранспортной системы, осуществлявшейся в два этапа: в 2002 и 2004 году. Газпром по вполне понятным причинам немного зол, и в день голосования в литовском парламенте его руководитель Алексей Миллер предупредил, что «это не останется незамеченным». Литва обратилась в Еврокомиссию с просьбой провести расследование очевидных злоупотреблений Газпрома своим положением монополиста в этой стране.
Если предыдущие события о чем то говорят, то со стороны России последуют меры ценовой дискриминации, и начнутся перебои с поставками, а из-за этого энергетические отношения между Россией и ЕС вернутся к мрачному периоду 2009 года. Тогда из-за спора между Москвой и Киевом были прекращены поставки газа в Европу, осуществляемые через украинскую территорию. По этой причине Петр Димитров, работавший в прошлом министром экономики и энергетики Болгарии, которая почти на 100% зависит от поставок российского газа и очень сильно пострадала во время последнего газового спора, во время конференции призвал Евросоюз сформулировать общую энергетическую политику и покончить с практикой двусторонних переговоров с Москвой. Он предложил Евросоюзу выступать в отношениях с Москвой коллективно, с единых позиций, чтобы вредные для экономики энергетические споры остались в прошлом. «В энергетической политике недопустимо, чтобы у одних стран-членов были позиции, отличные от других. Это уже будет не единая Европа», - сказал он.
В вопросах обороны Европа проявляет большее единство, потому что они относятся к ведению НАТО. Напряженность между НАТО и путинской Россией медленно усиливается с 2002 года, когда Соединенные Штаты объявили о своих планах создания системы противоракетной обороны в Центральной Европе, которая должна была состоять из 10 ракет-перехватчиков в Польше и радиолокационной станции в Чехии. Открытый спор возник в 2007 году, когда бывший президент Путин сурово раскритиковал Запад за отказ от обещаний, данных после распада Советского Союза, в частности, о том, что НАТО не будет размещать свои войска на границах России.
Заместитель председателя Государственной Думы Александр Бабаков заявил bne во время проведения конференции в Риме, что развитие связей между Россией и Европой в оборонной сфере невозможно без долгосрочного решения проблемы ПРО, которая при президенте Бараке Обаме претерпела изменения и стала более гибкой. Теперь планами ПРО предусматривается размещение к 2015 году ракет-перехватчиков наземного базирования SM-3 в Польше, а к 2018 году в Румынии. Однако бывший министр и председатель Консервативной партии Британии Майкл Анкрам (Michael Ancram) (маркиз Лотиан) видит шансы на улучшение отношений, если НАТО сумеет пристальнее взглянуть на себя. По его словам, именно к этому сегодня призывают многие бывшие и действующие представители ВС Великобритании.
По словам Анкрама, НАТО создавалась как оборонительная организация, но со временем ее задачи видоизменились, что привело к «агрессивным», как он выразился, действиям альянса в Боснии-Герцеговине, в Косово, а теперь и в Ливии. Это противоречит статье 5 устава НАТО, в которой говорится: «Вооруженное нападение на одного или более членов альянса в Европе или в Северной Америке считается нападением на всех». Если действия в Боснии и Косово можно как-то оправдать на том основании, что они находятся в Европе, то Ливия расположена слишком далеко, заявляет Анкрам. «Я абсолютно уверен в том, что мы используем НАТО не в тех целях, для которых она предназначена», - сказал он.
«Так какой же должна быть НАТО?» - спрашивает Анкрам. Оборонной организацией или военным подразделением ООН? «Если страны-члены готовы пересмотреть предназначение НАТО – а сегодня альянс оказался в такой ситуации, когда необходимо задать вопрос о его предназначении – то я вижу реальную возможность перестроить его таким образом, чтобы это не создавало ощущение постоянной напряженности с Россией».
Кушнер на конференции в Риме отметил: «Мы добились некоторого прогресса, но для достижения дальнейших успехов нам надо работать вместе». Решение проблем в области обороны и энергетики – вот что может стать таким реальным прогрессом.