Миллиардер Леонид Михельсон, занимающий в России 15-е место по размерам своего состояния, поддержал своими финансами музейную экспозицию, открывающуюся сегодня в Нью-Йорке в память о 20-й годовщине распада Советского Союза.
Фонд Михельсона с весьма неуклюжим названием «Виктория - искусство быть современным» выступил в качестве спонсора выставки в Новом музее в Манхэттене, которая посвящена распаду советского блока, и на которой представлены работы 56 художников из разных стран, в том числе, 14 россиян. Выставка носит название «Ostalgia».
«Название позаимствовано, и взято с немецкого слова «Ostalgie», означающего ностальгию по времени до падения Берлинской стены, - говорит куратор Нового музея и разработчик выставки Массимилиано Джиони (Massimiliano Gioni). – Это выставка о моменте в истории и об умонастроении».
Михельсон, чье состояние оценивается в 9,1 миллиарда долларов, давно уже оказывает поддержку искусству в России через свою компанию «НОВАТЭК», которая занимает второе место в стране по добыче газа. «Ostalgia» это его первое благотворительное мероприятие в США.
Фонд Михельсона, которому два года и который получил свое название в честь дочери миллиардера, пропагандирует российское современное искусство за рубежом и оказывает ему поддержку за счет выделения грантов и новых заказов.
««Ostalgia» это прекрасный проект, заслуживающий поддержки, - заявила на этой неделе в интервью директор фонда, уроженка Италии Тереза Мавица (Teresa Mavica), владеющая русским языком. – Мы хотим вытащить русское искусство за пределы его гетто, чтобы за него взялись лучшие западные кураторы».
Сам Михельсон на открытие выставки в Нью-Йорк не приехал, отправив вместо себя директора фонда и свою 18-летнюю дочь Викторию, которая на сайте фонда представлена как член консультативного совета.
«Наводя мосты»
«Наша цель – получить признание за пределами России, - рассказала она за завтраком, состоявшим из йогурта и гранолы. – Речь идет о наведении мостов между российским и западным искусством, о разрушении негативных стереотипов по поводу современного искусства в России».
Ее отец стал одним из первых, чьи взгляды на современное искусство ей пришлось изменить. Родившийся в 1955 году в небольшом городке на Каспийском море Михельсон закончил в 1977 году Куйбышевский инженерно-строительный институт. Прежде чем создать в 1994 году НОВАТЭК, он долгое время занимался строительством газопроводов. Став коллекционером, он вначале тяготел к работам 19-го и начала 20-го века.
Но сегодня его кабинет украшают работы таких модных художников как Герхард Рихтер, Кристофер Вул и Олафур Элиассон.
«Он большой поклонник Рудольфа Стингеля, - говорит Мавица. – У него много его работ». Среди них – черно-белый автопортрет художника трехметровой высоты, который выставлялся в этом году в Нью-Йорке в галерее Гагосяна.
Персональный проект
Хотя НОВАТЭК финансировал самые разные культурные мероприятия, в том числе, российский павильон на Венецианской биеннале в 2009 году, фонд «Виктория» это персональный проект Михельсона.
Разместив российских художников рядом с их коллегами из Румынии, Польши, Венгрии, Германии и Чехии, Джиони подчеркнул общность их занятий и увлечений.
Фотографии Бориса Михайлова, где он запечатлел простых (зачастую обнаженных и стоящих в неуклюжих позах) советских граждан в 1960-е и 1970-е годы, улавливают незащищенность и однообразие жизни.
Там также представлены черно-белые снимки немецкого фотографа Хельги Пэрис из 1984 года. На них изображены работницы завода с суровым взглядом и плотно сжатыми губами, и эти кадры дополняют картину страданий за железным занавесом.
Ольга Чернышева на своих видеокадрах показывает новую Россию, размещая рядом молодых ребят в советской форме с иголочки и едва одетых танцовщиц из группы поддержки болельщиков. В фильме британского художника Фила Коллинза бывший преподаватель марксистской теории рассказывает о том, как пошатнулись его представления о мире после падения Берлинской стены.
Джиони не раскрывает ту сумму, которая была потрачена фондом «Виктория» на спонсорство, но отмечает, что фонд также помогал в проведении исследований, обеспечивал связь с художниками и решал вопросы обеспечения и организации.
«Если вам нужен просто чек, не приходите к нам, - говорит Мавица. – Мы любим участвовать в подготовке тех выставок, которые поддерживаем финансово».