Иногда история большого успеха начинается в маленьком гараже. В Соединенных Штатах основатель фирмы Microsoft Билл Гейтс и создатели компании Google Ларри Пейдж и Сергей Брин начинали свою предпринимательскую деятельность в гараже, а потом стали миллиардерами. А как обстоят дела на другом конце света – в России? До такого успеха Виктору Макарову еще далеко. Однако его дело вызывает обоснованный интерес.
38-летний Макаров производит в своем гараже декоративные изразцы для каминов. Весной 2010 года он основал небольшое предприятие. С европейской точки зрения все это представляется как приятная, но вместе с тем обычная история основания своей фирмы. Однако в России создание собственного предприятия отнюдь не является обычным делом.
В российской экономике доминирующее положение занимают концерны, государственные компании и промышленные гиганты с десятками тысяч сотрудников. Малые и средние предприятия, являющиеся в Германии хребтом народного хозяйства, играют здесь сравнительно небольшую роль. Согласно официальным данным, до кризиса в России было зарегистрировано 1,4 миллиона подобного рода небольших фирм. Их доля в валовом внутреннем продукте составляла не более 20%.
Слабые позиции малых предприятий в России обусловлены исторически. В течение десятилетий советская плановая экономика определяла экономическое развитие страны. Спустя 20 лет после развала Советского Союза средний класс должен еще развиваться. Часто бюрократия и коррупция затрудняют процесс создания предприятий. Виктор Макаров, несмотря на сложности начального этапа, нашел собственный путь для организации своего «бизнеса», как это называют русские. Его настоящее имя не может быть названо в газете, так как его особый путь не всегда соответствует существующим законам.
Но есть еще одна вещь, которая делает предприятие Макарова особенным, – он производитель. Этим могут похвастаться очень немногие. Почти четыре пятых малых и средних предприятий занимаются оказанием услуг или торговлей. Профессия менеджера котируется в России очень высоко, тогда как работа в сфере образования не пользуется особой популярностью. Многие предпочитают работать в крупном концерне, а не в маленькой фирме с небольшим количеством сотрудников – это также наследие советского времени.
38-летний Макаров раньше работал как индивидуальный предприниматель. Он занимался дизайном и версткой в газетах, а также продавал кухонные приборы на рынках электротоваров. Но такого рода деятельность ему не нравилась. Этот дипломированный инженер хотел сам стать собственным начальником. Поэтому вместе со своим однокурсником он организовал небольшое предприятие у себя в гараже.
В одном из районов на юге Москвы Макаров вставляет ключ в тяжелую металлическую дверь и открывает гараж, в котором он устроил небольшой офис. Само предприятие состоит из четырех гаражей плюс подвалы. Предприниматели перестроили помещение, покрыли пол плиткой и возвели перегородки. Оборудование они закупили в Германии – циркулярную пилу, дрели-винтоверты, дюбельные фрезеры. Макаров рисует на плитках цветы, украшает их орнаментами. Эти образцы он затем передает для массового производства на крупных кирпичных заводах.
Его клиентами являются печники. Камины пользуются все большей популярностью, и тот, кто может это себе позволить, заказывает особо красивые камины для гостиной. «После Октябрьской революции не было никакой традиции производства изразцов, - объясняет Макаров. – Коммунисты запрещали устанавливать каминные печи в квартирах, и это ремесло умерло». В последнее время печи вновь стали пользоваться большой популярностью.
Поэтому Макаров подумывает о расширении своего дела. У него уже два постоянно работающих сотрудника. Скоро их может стать еще больше – он собирается купить два соседних гаража. В будущем он хотел бы сам заниматься обжигом плиток в новой печи. «Дела идут неплохо, - говорит Макаров. – Но у каждой розы есть свои шипы».
Расходы на бюрократию только при регистрации предприятия в России уже достаточно приличны. Макаров рассказывает, как он регистрировал свое ООО – аналог немецкого GmbH. Он должен был бегать от одного чиновника к другому для того, чтобы собрать необходимые документы и десятки подписей. Спустя четыре месяца он устал от многочасовых ожиданий чиновников и намеков на то, что надо дать взятку. «Каждому чиновнику нужно дать на лапу – за 100 евро тебе сразу выдадут все документы».
Но он не хотел платить, и поэтому был вынужден часами простаивать в очередях. В конечном итоге он обратился за помощью – существуют адвокаты и агентства, специализирующиеся на регистрации новых предприятий. С их помощью регистрация проходит значительно быстрее, хотя их работа стоит дополнительных денег. «Но зато это экономит время и силы», - говорит Макаров. Возмущает ли его такая ситуация? «Естественно, - отвечает Макаров, - но других вариантов у меня нет».
Каждый использует для решения такого рода проблем свои собственные возможности. Макаров зарегистрировал свое предприятие в налоговой инспекции, однако он не предоставляет точных данных о размере предприятия и его оборотах. В первые годы, по его мнению, необходимо так делать, чтобы предприятие могло развиваться. «Каждая фирма должна развиваться, это продолжается от двух до трех лет», - считает Макаров. После этого он будет предоставлять точные данные. Так он говорит.
Другие идут еще дальше – они вообще не регистрируют свои предприятия. По оценке экспертов, доля теневой экономики в валовом внутреннем продукте доходит до 45%. «В стране существует большая несправедливость, - считает Макаров, имея в виду сверхбогатых олигархов. – Они вообще не платят никаких налогов, не развивают свои предприятия, и просто проматывают деньги». Почему, спрашивает Макаров, маленький человек должен в одиночку нести это бремя?
Получение регистрации еще не означает, что бюрократия побеждена. Бумажная волокита столько объемна, что к каждому сотруднику надо приставлять отдельного бухгалтера. Кроме того, чиновники чрезвычайно изобретательны – они контролируют санитарно-гигиенические вопросы, условия работы, а также противопожарную безопасность. Если они захотят, они всегда могут найти, к чему придраться. Такого рода проблемы решаются при помощи мелких или крупных денежных сумм. Россия в коррупционном списке, подготовленном организацией Transparency International, находится на 154 месте – рядом с Камбоджей и Республикой Конго.
Все это следует изменить – таково уже на протяжении многих лет кредо российского президента. В начале своего срока, весной 2008 года, Дмитрий Медведев объявил о том, что он намерен обуздать коррупцию и модернизировать страну. В первую очередь Россия должна стать менее зависимой от природного газа и нефти, и при выполнении этой задачи важная роль приходится на долю среднего класса. «Нам нужна такая экономика, которая основывается на инновациях, повышает свою эффективность и создает пространство для среднего класса», - объявил президент вскоре после выборов. Самый важный проект на пути к модернизации – это Сколково, который должен быть осуществлен недалеко от Москвы. Заявлений в прошлом было сделано немало, но более конкретных достижений пока значительно меньше.
Тем не менее в прошедшие годы правительство приняло различные программы поддержки для тех, кто создает свои собственные компании, - им обещают налоговые послабления, а также кредиты на более выгодных условиях. И, действительно, количество таких предприятий увеличивается, хотя и медленно. Несколько дней назад премьер-министр Владимир Путин представил новое агентство, которое должно способствовать укреплению среднего класса. Его задача состоит в том, чтобы сопровождать проекты, а также оказывать помощь при получении кредитов.
Виктор Макаров сам накопил стартовый капитал в 20 000 евро, и отказался от кредитов и поддержки. «Я хочу как можно меньше иметь дело с государством», - признается он.