Если не считать криков, то война в Ливии фактически закончилась в четверг утром 14 июля, когда президент США Барак Обама позвонил российскому президенту Дмитрию Медведеву, чтобы передать Москве ведущую роль в переговорах с Муаммаром Каддафи об окончании конфликта – при условии, что ливийский руководитель покинет свой пост и передаст власть временной администрации.
Таким образом, американский президент принял российско-ливийскую формулу прекращения войны, сделав это через головы руководителей НАТО, которые на встрече с российскими лидерами в черноморском городе Сочи на прошлой неделе ее отвергли.
Источники debkafile отмечают, что это предложение первым выдвинул сам ливийский правитель, сделав это четыре месяца назад. 4 апреля, спустя всего десять дней после начала Североатлантическим альянсом воздушной кампании на стороне ливийских повстанцев, Каддафи направил своих посланников в Афины, чтобы предложить греческому премьер-министру Георгиосу Папандреу роль посредника в переговорах. Руководство НАТО, французский президент Николя Саркози и британский премьер-министр Дэвид Кэмерон это предложение отвергли, поскольку были уверены в тот момент, что победа близка, легка, и Каддафи будет быстро свергнут.
К тому времени, когда Обама решил позвонить Медведеву, те страны, которые возглавляли кампанию против Каддафи, тихо улетучивались с театра войны.
Согласно сообщениям военных источников debkafile, с субботы, 9 июля, НАТО прекратила свои авиационные удары по правительственным объектам в Триполи и других местах. Об этом официально никто не объявлял; и тем не менее, прекращение ударов стало признанием того, что 15 тысячами самолетовылетов боевой авиации и 6 тысячами бомбовых ударов по объектам Каддафи не удалось добиться главного. Полковник Каддафи без единого вылета истребителей, без единого пуска зенитных ракет, без задействования террористических ячеек в Европе сумел дождаться того момента, когда у НАТО закончатся силы, и сохранил власть.
Выступая 13 июля с обзором этой войны перед командованием британских ВВС, министр обороны Лиам Фокс (Liam Fox) отметил, что никто не знает, когда эта война закончится, а между тем, у сухопутных войск, ВМС и ВВС Британии уже не осталось средств для ее продолжения.
Он откровенно признался, что высокая интенсивность авиаударов с применением самолетов Tornado и Typhoon, а также кораблей ВМС и армейских вертолетов Apache «усилила нагрузку на личный состав и технику, а способность оборонных компаний обеспечить проведение фронтовых операций подвергается сомнению».
В начале июня военные источники debkafile сообщали, что НАТО не хватает самолетов для обеспечения запрета на полеты авиации в ливийском воздушном пространстве, который был одобрен Советом Безопасности ООН, что арсеналы бомб с лазерной системой наведения и ракет у альянса истощились, и что запасы запчастей и боеприпасов близки к нулю.
Теперь это подтвердил и британский министр обороны, который добавил, что военная промышленность Британии и Европы неспособна обеспечить боевые действия войск, которые длятся больше нескольких недель.
Наши военные источники сообщают, что Италия, бывшая ключевым участником в военных действиях НАТО, на прошлой неделе тайно прекратила участие в кампании своих самолетов Garibaldi-551, нанеся по операции еще один мощный удар.
За последние 10 дней и Франция сократила свои боевые силы и средства, привлеченные к военным действиям, разочаровавшись в базирующихся в Бенгази повстанцах, которые не добились успехов в борьбе с Каддафи. Сначала Париж попытался перенести свою поддержку из Бенгази в западную Ливию, где с Каддафи воюют сепаратистские племена берберов. 30 июня Николя Саркози приказал сбросить на парашютах оружие боевикам из племен, сделав это вопреки решениям ООН и НАТО. Но берберы предпочли использовать французское оружие для разграбления городов и деревень, а не для борьбы с правительственными войсками.
После такого провала министр обороны Франции Жерар Лонге (Gerard Longuet) заявил в понедельник 11 июля, что пришло время начать переговоры между Каддафи и повстанцами. Париж, заявил он, потребовал от сторон приступить к переговорам.
Тем самым, нашло подтверждение заявление сына Каддафи Сейфа аль-Ислама (Saif al-Islam) французским средствам массовой информации о том, что его отец через своих эмиссаров, которые встречались с президентом Саркози, договаривается об окончании войны.
Министр Лонге заявил, что ливийский правитель не может оставаться у власти. Вместе с тем, он воздержался от требований об изгнании Каддафи силой и о его высылке из страны. Следовательно, формула урегулирования стала весьма близка к тем условиям окончания войны, которые выдвигал Каддафи.
Дипломатические источники debkafile приветствовали договоренность между президентами Обамой и Медведевым об условиях прекращения войны. Это стало крупной победой для Муаммара Каддафи и полным фиаско для НАТО.
Эта договоренность также наносит удар по требованию международного трибунала по военным преступлениям об экстрадиции Каддафи и его сыновей как военных преступников.
Вместо того, чтобы сидеть на скамье подсудимых в зале международного суда, они теперь займут места за столом переговоров, одна из целей которых – спасти НАТО от позора поражения в этой войне. Но главная цель переговоров состоит в согласовании формы и состава режима, который будет осуществлять переход к демократии. Каддафи хоть и соглашается на уход, но наверняка будет настаивать на включение своих сыновей и приверженцев в состав будущей администрации в Триполи со всеми льготами и привилегиями. Повстанцам придется согласиться на это предложение за неимением других вариантов.
Ливийская дипломатия наверняка будет действовать медлительно и изнуряющее. Будут многочисленные взлеты и падения, а возможно, даже ограниченные вооруженные стычки на местах.