Ожидание очередных президентских выборов породило ситуацию глубокой неопределенности в электроэнергетическом секторе российской экономики. Однако инвесторы и аналитики утверждают, что недавняя активная распродажа акций этого сектора не выходит за рамки временных колебаний, и долгосрочные перспективы этого сектора по-прежнему блестящи.
В годы выборов во всем мире происходит всплеск политического популизма. В России общественное мнение практически всегда обеспокоенно в первую очередь инфляцией, и высказанное в феврале требование премьер-министра Владимира Путина ограничить рост цен на тарифы на электроэнергию 15-процентным потолком не могло не оставить равнодушными инвесторов этого сектора. В ходе последовавших за этим дебатов официальные лица предположили, что рост тарифов в 2012 году может быть ограничен и вовсе пятью процентами, что вызвало дальнейшее падение акций в этом секторе; и если еще совсем недавно, в январе, индекс РТС акций предприятий электроэнергетического сектора достиг максимального за два с половиной года уровня, то к маю он упал до самой низкого за 16 месяцев уровня.
Однако, хотя окончательное решение не должно было быть принято до середины июля, инвесторы, похоже, начали вспоминать, что правительство сдерживало все свои обещания, данные им частным инвесторам, участвующим в этом секторе, за последние десять лет. Официальные лица намекнули на возможность смягчения позиции, давая понять, что правительство соблюдет обещание, данное им во время приватизации Единой энергетической системы России в 2008 году. Ввиду развала остатков находившегося в ведении государства электрического сектора инвесторы взяли на себя обязательство по строительству новых мощностей емкостью 36 гигаватт, а правительство пообещало обеспечить им прибыльность их вложений.
Во время общей традиционной распродажи в начале лета в июне рост индекса РТС позволил электроэнергетики начать выкарабкиваться из ямы, в которую она попали. Оживление в сочетании с улучшением показателей инфляции, в связи с замедлением в июне роста цен на пищевые продукты, сделало возможным рекордно низкие за год показатели ИЦП (индекса потребительских цен): в июне они составили 0,2%.
Министерство экономики быстро предложило разрешить увеличение тарифов до 11%.
«Рынок дал слишком сильную реакцию на замечания правительства», - утверждает Лайэм Халлигэн (Liam Halligan), главный экономист компании Prosperity Capital Management (PCM), крупного миноритарного акционера ряда компаний-производителей электроэнергии. «Правительство заявило, что предусмотренные ранее доходы при любом пределе тарифов на электроэнергию окажутся сдвинутыми на будущие годы, но не полностью потерянными. Кроме того, с окончанием предвыборного сезона в начале 2012 года стихнет и негативная полемика».
Дерек Уивинг (Derek Weaving), аналитик Ренессанс Капитала, отмечает, что, хотя официальные лица открыто заявляют, что потребители не выдержат более высоких цен на электричество, на самом деле это явно не так. Как показал аналитик, российские цены на бытовое электричество самые низкие в Европе и составляют не более 1% всех расходов в домашнем хозяйстве.
Большинство аналитиков поддерживает идею, что строгий потолок роста тарифов – не более чем работа на публику, и у сектора по-прежнему прекрасные перспективы, если участь здоровый прогноз объемов потребляемой мощности. Как считает Михаил Расстригин из банка «ВТБ Капитал»: «Рынок, вероятно, начал определять уровень цен, ввиду возможности позитивного исхода споров о тарифах. Поэтому активные инвесторы, берущие на себя риск, могут начать покупать при нынешних низких уровнях».
Халлиган говорит, что PCM покупает при спаде. «Среднесрочный и долгосрочный потенциал этого сектора очень высок, а предвыборная риторика последнего времени только увеличила привлекательность его оценок», - говорит он.
Гвоздь вопроса в том, что у правительства практически нет выбора, и ему придется разморозить тарифы по окончании выборов в Думу и президентских выборов в марте будущего года. Приватизация и либерализация в этом секторе началась десять лет назад, когда Россия отчаянно нуждалась в инвестициях для создания новых генерирующих мощностей. С тех пор ничего не изменилось.
По данным Международного энергетического агентства, у сектора «огромные потребности в инвестициях». Оно приводит цифру 380 миллиардов долларов на период с 2003 по 2030 год, причем основная потребность наступает после 2010 года. «Федеральное правительство не имеет выбора кроме возврата к своей прежней политике реформ на основе конкуренции и либерализации цен», - говорит Уивинг.
Потребность в инвестициях приведет к тому, что тарифы рано или поздно будут отпущены. «Строительство новых мощностей в энергетическом секторе абсолютно необходимо для будущего роста России, - говорит Халлиган. – Правительство прекрасно понимает, что строительство таких мощностей требует притока частного капитала, и что инвестиции возможны, только если частные владельцы российских компаний-производителей энергии смогут получать от них достойный доход».
«Всегда существовала такая сделка, - говорит он, - если частные инвесторы строят новые мощности, правительство позволит им получать хорошую прибыль. В последние десять лет они всегда сдерживали подобные обещания – и я не думаю, что сейчас они это не сделают».