Достигнутая в четверг договоренность между немецкой энергетической компанией RWE и российским Газпромом о начале переговоров по созданию совместного венчурного предприятия по строительству электростанций на газе и угле явилась прямым следствием решения Германии о поэтапном сокращении использования атомной энергии, что повышает потребность страны в альтернативных источниках выработки электроэнергии.
Это также первый ощутимый признак того, что решение Германии об отказе от атомной энергии повысит для Европы степень использования импортируемого топлива и, по определению, уменьшит энергетическую безопасность региона, что в последнее время подчеркивают многие эксперты.
Тот факт, что RWE планирует создание партнерского предприятия с Газпромом, может оказать дополнительное влияние энергетическую безопасность Европы.
Дело в том, что RWE – основной партнер консорциума, занятого проектом Nabucco: газопровода, призванного импортировать каспийский газ в Европейский Союз, с четкой целью уменьшить зависимость ЕС от газпромовского газа.
Новый союз, наметившийся в четверг, может сильно изменить существующие приоритеты. Европа – крупнейший, да и самый богатый – клиент Газпрома, так что маловероятно, чтобы компания стала мириться партнером по проекту, явно намеревающимся подорвать ее положение на рынке.
Этот союз, если он реализуется, может оказаться убийственным для Nabucco, крайне спорного проекта, стоящего много миллиардов долларов, который уже теперь переживает трудные времена, поскольку многие аналитики считают, что он непомерно велик и слишком дорог для каспийского газа, доступного в течение ближайших десяти лет.
Изначально проект должен был уложиться в сумму 7,9 миллиардов евро, однако эта цифра официально находится «на рассмотрении», и многие эксперты полагают, что расходы могут сильно увеличиться и перевалить за 10 миллиардов евро. Это сильно затрудняет финансирование проекта, особенно с учетом того, что за ним не стоит ни какой реальный нефтегазовый гигант – вроде Газпрома или, например, BP, – который мог бы вложить большие деньги и обеспечить надежную политическую поддержку.
Европейская комиссия активно поддерживает проект Nabucco, поскольку диверсификация снабжения энергоносителями является высшим приоритетом, а Nabucco считается единственным трубопроводом, реально открывающим «коридор» между Каспием и Евросоюзом, и именно из-за его запланированной величины – ежегодная пропускная способность 31 миллиард кубометров, - тогда как альтернативные проекты предусматривают мощность около 10 миллиардов кубометров в год.
Однако комиссия действует в большей мере по своей собственной инициативе, нежели представляет страны-члены ЕС, которые в некоторых случаях расходятся во мнениях по этому вопросу. Сама Германия, похоже, сильнее увлечена своими связями с Россией, чем соблюдением интересов ЕС по диверсификации энергетических ресурсов.
Компании E.ON и BASF, например, стоят вместе с Газпромом трубопровод через Балтийское море: «Северный поток»; Газпром к тому же планирует строительство «Южного потока», огромного газопровода в обход Украины, который будет доставлять газ непосредственно в Восточную Европу. Но именно для этого рынка и задуман Nabucco, поскольку именно этот регион больше всего зависит от российского импорта.
Гюнтер Эттингер (Guenther Oettinger), комиссар ЕС по энергетике – по случайному совпадению, тоже немец – много раз летал в Баку, чтобы убедить азербайджанское правительство и местную нефтегазовую компанию в привлекательности Nabucco. Теперь он может почувствовать себя несколько неловко.