Эксперт по СМИ и информационным войнам Рауль Ребане (Raul Rebane) не видит никакой трагедии в том, что Первый Балтийский канал (ПБК, адаптированный к Эстонии российский Первый телевизионный канал – прим. перевод.) был в июне более популярным, чем Эстонское телевидение (ЭТВ). Социологическая фирма EMOR сообщила, что впервые в истории число телезрителей ЭТВ (10,6 процента) было ниже, чем у ПБК, который считают рупором Кремля (11,3 процента). Тут же возникли разговоры о падении ЭТВ. Депутат парламента Маарика Туус (Maarika Tuus) даже заявила, что ПБК «более содержательный и взвешенный» канал, чем ЭТВ.
Рауль Ребане смотрит на эти волнения со стоическим спокойствием. «Если водку убрать из винного магазина, то ведь ясно, что продажи упадут. ЭТВ прекратила ведущие программы в конце мая, убрав все собственные общественные и политические передачи. Число телезрителей летом так или иначе падает на 30 процентов. Ничего не происходит в политике, не случаются катастрофы, не проводится чемпионат мира по футболу и прочие крупные мероприятия».
- Что следует из роста «смотрибельности» ПБК?
- Эстонские каналы отвоевали зрителей у телевидения Финляндии. У телеканалов России отвоевана публика из числа молодых эстонцев. В то же время все каналы теряют молодежь, предпочитающую компьютеры и записи. Русские смотрят ПБК. Вот такое распределение.
- Вы считаете его нормальным?
- В широком плане, да. За два десятка лет в Эстонии благодаря изменениям на медийном направлении исчезли два языка – финский и русский – и приобретен один – английский. Молодое поколение уже практически двуязычное.
Нас отличает от других бывших советских республики очень высокая степень доверия к полиции и общественно-правовым СМИ. Это означает, что летом внимание телезрителей может быть приковано к другим каналам, но в целом влияние ЭТВ очень велико.
- ЭТВ2 должен был стать информационным каналом русскоговорящего населения. Эта иллюзия окончательно рухнула?
- В демократическом государстве люди смотрят каналы, которые им нравятся. Я бы больше внимания обращал на прозвучавшие в последнее время невероятно глупые политические взгляды на СМИ. Например, Игорь Грязин (депутат парламента от ведущей правящей партии Реформ – прим.перевод.) сообщил, что ЭТВ должно сконцентрироваться на лете и учиться у Alo TV.
- Устами младенца?
- Если бы Грязин предложил выращивать апельсины в Кырвемаа (заповедник в Северной Эчтонии – прим.перевод.) и продавать их в Марокко, то и на самом деле можно было бы посчитать что это просто устами младенца. Но гораздо хуже выступать с такой глупой позицией в отношении общественно-правового телевидения.
Я в касках представляю себе, как Маарика Туус после тяжелого рабочего дня в парламенте приходит домой и нажимает на пульте телека номер один, под которым кроется ПБК и начинает смотреть эту «интересную и взвешенную» программу.
Идеология ЭТВ и ПБК, их финансовые возможности и цели совершенно различные. Один из них малый канал национальной культуры, другой крупный центр, направляющий программы по всему миру. И то, что нужно, и нам сюда.
- В чем заключается феномен ПБК в Эстонии?
- ПБК отвечает чаяниям большой части русскоговорящего населения. Но можно предположить, что жизнь вносит в популярность каналов свои коррективы.
Эстония входит в Европейский союз, НАТО, у нас в ходу евро. Переход на евро был крайне важным политическим решением, так как окончательно исчезла иллюзия возврата Советского союза.
Все это начинает уменьшать популярность каналов типа ПБК среди эстонских русских, родившихся после 1985 года.
- Что должно делать ЭТВ для удержания русскоговорящего населения?
- Российские развлекательные каналы отвечают ожиданиям русских. ЭТВ2 как русский канал, по моему мнению, нереалистичен.
Но реалистично, что ЭТВ может помочь созданию идентитета эстонских русских. Следовало бы, например, создать развлекательную передачу, касающуюся деятельности русских людей в Эстонии. Но это требует значительных средств и терпения. А политик смотрит: глянь-ка, уже несколько месяцев в эфире, и все еще безуспешно.
Одной из крупнейших проблем СМИ Эстонии является крайне низкий уровень медийного знания у политической элиты.
В 2006-2007 году мы опрашивали для одного исследования политиков на тему ПБК. Никто не смотрел этого канала, но оценки давал. Наши политики и перед выборами ничего не слышали о промопередаче по ПБК «Прозвище «Носорог», рассказывающей о Сависааре (Эдгар Сависаар, мэр Таллина, председатель крупнейшей оппозиционной партии Центра, за которую голосует большинство русскоговорящих избирателей – прим.перевод.). Я поражаюсь, что за такими вещами не следят.
Я не встречал в Эстонии политика, который бы перед выборами следил за программой ПБК. А это следовало бы делать.
- Чего достиг ПБК в Эстонии?
- Он эффективно держал часть населения в информационном пространстве России. Эстонцы не смотрят российские каналы, а русские не смотрят эстонские каналы. Поэтому и тем для разговоров между собой у них маловато.
Но у Эстонии имеется чрезвычайно мощный щит в виде своего языка против внешнего воздействия. Некоторые бывшие союзные республики в гораздо более сложном положении, чем мы. Там многие представители коренного населения следят за развлекательными передачами на русском языке. Большая ошибка - снисходительно относиться к развлекательным передачам. Каждое независимое государство должно инвестировать в национальную развлекательную сферу. Мне искренне жаль, что из-за недостатка денег прекратили подготовку передач «Песенная битва», которая с учетом особенностей Эстонии была высшим уровнем развлекательных передач.
Не должно быть так, чтобы ЭТВ занималось только «серьезными темами». Развлечения – не только возможность человека бежать от реальности, но они помогают и структурировать картину мира.
- Может ли ЭТВ стать и пропагандистским каналом?
- Нет. ЭТВ является частью нашей информационной системы, базирующейся на наших договорных ценностях. М уже одержали победу над ПБК, так как эстонцы не смотрят ПБК, за исключением Маарики Туус.
- Так что мы уже в определенном смысле вышли из сферы влияния Москвы?
- На Балтийском вокзале и сейчас еще продаются ужасно грубые книги, но они предназначены скорее для коллекционеров.
Но в смысле медиа, да, мы в основном вышли из сферы влияния Москвы. В Кандагарской пустыне нет смысла распространять листовки, так как там не умеют читать. Точно так же в России могут делать для нас великолепные телепередачи, но никто из эстонцев их не смотрит, да и у местной русской молодежи уже скорее иные интересы.
В место этого сейчас в интернете можно найти очерняющие Эстонию материалы на очень хорошем английском языке.
В них Эстония изображается как фашистское и враждебно настроенное к евреям государство. Они очень сильны при формировании мифа, особенно в кругу самих русских.
Перевод Хейно Сарап