Американская программа космических челноков завершится, когда космический корабль «Атлантис» вернется 21 июля на Землю. Отставной американский астронавт Лерой Чао (Leroy Chiao) сказал об этом так:
«После этой миссии у нас уже не будет возможности отправлять американских астронавтов в космос самостоятельно. Не исключено также, что мы лишимся положения лидера в пилотируемых космических полетах, пока не вернем себе эту возможность».
Пока лидером в космических полетах будет Россия, хотя это и спорно. Американские астронавты для выхода на орбиту будут пользоваться исключительно российскими космическими кораблями «Союз». После многолетнего соперничества в космосе между двумя странами, русским, похоже, пришла пора гордиться собой. Но так считают не все русские.
12 апреля 1961 года, за пять дней до вторжения США в залив Свиней, Юрий Гагарин первым полетел в космос. «Американский престиж получил мощную встряску, когда мир услышал учащенный пульс «Востока-1», вышедшего на околоземную орбиту», - вспоминал телеведущий Уолтер Кронкайт (Walter Cronkite). Гагарина встретили как героя на Красной площади в Москве – ведь он вывел Советы в лидеры в космической гонке.
Спустя пять десятилетий на юге Москвы на площади Гагарина можно увидеть статую этого человека, устремленную в небо.
«Люди называют ее пингвином, потому что если посмотреть, она и правда похожа на пингвина», - говорит Юрий Караш, изучающий российскую политику в области космоса и пишущий о ней много лет. Он помнит, как полет Гагарина дал людям ощущение того, что жертвовать собой ради государства это достойное дело.
«Американцы не смогли этого сделать, так? Западная Европа тоже не смогла. Ни одна страна в мире не смогла этого сделать, - говорит Караш. – А советское государство смогло».
Шанс для России?
Сегодня ощущения иные. Да, американская программа шатлов заканчивается, и американцы будут зависеть от российской техники. Но многие россияне демонстрирую подавленное настроение. Они считают, что не за горами то время, когда американцы построят новый космический корабль, который будет гораздо лучше всего того, что есть у России.
Караш так говорит об этих настроениях: «Что, если «Мерседес» сломается в пустыне? Водитель найдет другое надежное транспортное средство и будет им пользоваться, пока не получит новый «Мерседес». Внезапно вы замечаете неподалеку бедуина на верблюде и просите его: «Эй, парень, сделай одолжение, подвези меня кое-куда». А он отвечает: «Нет проблем. Заплати мне 63 миллиона долларов, и я тебя туда отвезу». Значит ли это, что верблюд лучше «Мерседеса»?»
Неподалеку от памятника Гагарину стоит небольшой магазин, полный продавцов, продающих самые разные вещи, от ковров до кухонной посуды. Работающие в магазине люди проходят мимо статуи советского героя космоса каждый день.
Для 38-летнего Игоря Малашкевича, продающего в магазине инструменты, слава, олицетворением которой является эта статуя, давно поблекла. Он чувствует, что сегодня на мировой арене Россия выглядит слабее, чем в советские времена. По его словам, России нужно больше уважения со стороны США. Возможно, говорит Малашкевич, полеты американцев в космос на российских кораблях это и есть шанс для России.
«Я не думаю, что здесь есть чем гордиться, потому что мы зависим от Штатов во многом другом», - заявляет он.
Друг для Запада
Такие разговоры в России не редкость. В советские времена россияне ощущали техническое превосходство, но сегодня многие из них видят, что их армия в плохом состоянии, ученым не хватает средств, а космическая программа отстает.
Вера Кузнецова, продающая кухонную утварь, родилась в том году, когда Гагарин полетел в космос.
«Мы были первые, и мы были непобедимы, - говорит она. – Но это был Советский Союз». Она чувствует, что сегодня ее страна отстает в науке и технике, однако говорит, что рада, видя, как Запад больше не боится России.
Об этом шла речь в четверг, когда был торжественно открыт новый памятник Гагарину – но не в Москве, а в Лондоне, неподалеку от Букингемского дворца, рядом со статуей великого британского мореплавателя Джеймса Кука.
Сергей Крикалев, который возглавляет российский Центр подготовки космонавтов имени Гагарина, присутствовал на этой церемонии. Он назвал такое соседство весьма уместным.
«Капитан Кук, который был навигатором на Земле, и Гагарин, ставший первым навигатором за пределами нашей планеты, стоят, глядя друг на друга. Я думаю, это весьма символично», - сказал Крикалев.
Это символ того, отметил он, что Россия больше не является для Запада противником, а является для него другом – а также надежной дорогой в космос.