Иногда во время своих поездок по Европе Алексей Миллер ведет себя как капризная дива – однажды глава Газпрома угрожал тем, что будет экспортировать природный газ в Китай в том случае, если европейские поставщики не согласятся с привязанными к нефти высокими ценами на газ. В другой раз он отправил в отставку популярного главу немецкого представительства и рассматривал возможность – о чем говорят уже на каждом шагу – вывода своей европейской штаб-квартиры из Берлина.
Подобного рода бряцание оружием является реакцией русских на постоянно присутствующее ощущение, что их в Европе никто не встречает с распростертыми объятиями. В этом смысле они недалеки от истины, поскольку настроенная на максимальный результат стратегия Газпрома вызывает опасения в Европе. Прошли те времена, когда Россия просто доставляла свои ценные ресурсы к границе. Газпром теперь нацеливается на европейских конечных потребителей и хочет зарабатывать деньги на всем пути от сибирской скважины до швабской плиты.
Глава концерна RWE Юрген Гроссман (Juergen Grossmann) является первым человеком в Германии, подавившим в себе латентные страхи относительно зависимости от России. Если указанное в меморандуме участие в строительстве и эксплуатации теплоэлектростанций станет реальностью, то Газпром приблизится к своей цели - диверсификации источников получения доходов.
Однако в меморандуме стороны заявляют только о своих намерениях что-то сделать. Гроссман, ввиду отсутствия альтернативы, остро нуждается в московских русских как партнерах, однако глава Газпрома Миллер приготовит еще некоторые сюрпризы до того, как строители возьмут в руки лопаты.
Этот путь преграждает, например, запланированный трубопровод Nabucco, который будут конкурировать с газпромовским «Южным потоком» и поэтому является для русских бельмом на глазу. Концерн RWE является членом консорциума этого в финансовом и политическом отношении шаткого проекта, который должен сделать Европу менее зависимой от импорта природного газа и который поэтому пользуется поддержкой Евросоюза. Александр Рар (Alexander Rahr) из Немецкого общества внешней политики считает, что «Газпром будет использовать сотрудничество с RWE для того, чтобы остановить реализацию проекта Nabucco». Однако вчера представители RWE заявили, что концерн продолжает поддерживать Nabucco и что сотрудничество с Газпромом не затронет этот проект.
Никогда еще это российское государственное предприятие не было так уверено в себе, как сегодня. Западные концерны, по глубокому убеждению русских, всегда будут нуждаться в природном газе – особенно после отказа Германии от атомной электроэнергетики. Газпром считает себя единственным концерном, способным удовлетворить существующие потребности. Русские сидят на одной шестой мировых запасов природного газа и способны в день добывать почти восемь миллиардов кубометров этого вида энергетического сырья.
Своими сетями, протяженность которых составляет 150 000 километров, Газпром уже тесно связан с Европой. Такие новые трубопроводы как «Северный поток» или запланированный «Южный поток», который пройдет по дну Черного моря, еще больше будут способствовать слиянию с европейским рынком.
Однако для русских торговля с Европой является такой же безальтернативной, как и для Европы - с Россией, поскольку к границам Китая пока еще не подведено ни одного трубопровода. Так что пока постоянно возникающие угрозы переориентации в сторону Китая следует интерпретировать как проведение боев с тенью.
В Европе Миллер намерен добиться не только более высоких цен на газ и получить выход на конечного потребителя. Для него также важна политическая поддержка соответствующих стран-партнеров. Это связано с тем, что Россия хочет не допустить реализацию активно поддерживаемой Евросоюзом политики разделения (unbundling) сетей и сбыта. В прошлом Берлин охотно блокировал инициативы русских. Но после отказа от атомной электроэнергетики в Германии русские неожиданно оказались на длинном конце рычага, и создается впечатление, что скепсис политики относительно российских действий в области работы с конечным потребителем пока рассеялся.