России удалось выхолостить свою правоцентристскую оппозицию. В преддверии декабрьских выборов в Думу власть постаралась расколоть избирательную базу либералов. Поддерживаемая Кремлем квазиоппозиционная партии «Правая дело», созданная в 2008 году под эгидой архитектора спорной российской приватизации Анатолия Чубайса, выбрала своим новым лидером олигарха. Ее теперь возглавляет Михаил Прохоров – третий по богатству человек в России (Forbes оценивает его состояние в 18 миллиардов долларов), владелец баскетбольного клуба New Jersey Nets, плейбой и, предположительно самый завидный жених в стране.
В 2009 году, во время экономической рецессии, Прохоров попал в заголовки газет благодаря своему блестящему шагу – незадолго до кризиса он ушел из металлургического бизнеса. Его имя опять замелькало в газетах, когда французская полиция ненадолго задержала миллиардера за то, что он привез на модный лыжный курорт Куршевель из Москвы целый самолет «доступных девушек». Сейчас он запустил проект производства первого российского гибридного автомобиля, нацеленного на массовый рынок. Он будет называться ё-мобиль. Если эта затея увенчается успехом, Прохоров станет еще богаче, если нет – провал обойдется ему в круглую сумму.
Притом, что Прохоров и его «Правое дело» хотят, чтобы их считали ориентированными на реформы и интересы бизнеса, он сходу попросил не называть его партию частью политической оппозиции. Это неудивительно. Любой, кто собирается вести дела с правительством - тем более, с правительством Владимира Путина, - разумеется, не хочет выпадать из истеблишмента.
В конечном итоге и он, и его партия выступают за статус-кво. Недавно экономический советник президента Медведева Аркадий Дворкович написал в своем «Твиттере», что они с Прохоровым близки по взглядам. Разумеется, когда власть поддерживает дружественные ей политические силы, страдает настоящая оппозиция. Не стоит забывать и о «Народном фронте», созданном, чтобы помочь премьер-министру Владимиру Путину вернуться на президентский пост и чтобы поддерживать правящую партию «Единая Россия». В общем, дела в России идут, «как обычно».
Если кто-то в этом сомневается, ему стоит поинтересоваться судьбой ПАРНАСа - правоцентристской оппозиционной Партии народной свободы. Недавно российское министерство юстиции запретило ей участвовать в выборах. Между тем эту партию возглавляют известные политики-демократы, в том числе бывший премьер-министр Михаил Касьянов, бывший вице-премьер Борис Немцов, бывший вице-спикер Думы Владимир Рыжков и бывший заместитель министра энергетики Владимир Милов, и она далека от любого насилия и экстремизма.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон в своем опубликованном на сайте Госдепартамента заявлении подчеркивает: «Трудно понять, как это решение…согласуется с международными обязательствами и с недавними заявлениями российских лидеров».
Непонятно, что удивляет в этом госсекретаря – ведь это именно ее администрация дала России карт-бланш на уничтожение остатков демократии. Тем более непонятно, что она собирается предпринять по этому поводу.
Решение отказать партии в регистрации явно незаконно. Российские власти утверждают, что в ее рядах обнаружились «мертвые души» (некоторые подписи не удалось подтвердить), однако их было не больше 70 из более чем 46 000 подписавшихся. Кроме этого власти сослались на то, что устав партии не предусматривает ротацию руководства, что, как заявил ПАРНАС, прямая ложь.
ПАРНАС стал девятой за последние четыре года оппозиционной партией, которую Центральная избирательная комиссия и Министерство юстиции не допустили к российским избирателям. Оппозиционных политиков в России также не пускают на национальные телеканалы. Европейский суд по правам человека уже осуждал Россию за ее отношение к оппозиционным движениям и в частности за принудительный роспуск другой оппозиционной партии в 2007 году.
Пока президент Медведев и его ручное «Правое дело» призывают к демократизации, правительство лишает миллионы россиян права голоса.
Как мы с Дональдом Дженсеном (Donald Jensen) из Школы перспективных международных исследований недавно писали в нашей статье, администрация Обамы поставила не на ту лошадь, выбрав Медведева в качестве главного контакта для «перезагрузки» отношений с Россией. Она не сумела реалистически оценить, с кем мы имеем дело, и кто принимает ключевые решения. Соединенные Штаты должны взять на заметку, что начатая администрацией политика «перезагрузки» в очередной раз продемонстрировала свою бесплодность.