Томск – Владимир Ковалев передвигается вокруг на самобалансирующем электрическом скутере размером со скейтборд, который, как он считает, может стать популярным будущим персональным транспортом. Это его изобретение. По его словам, он никогда бы не смог собрать рабочую модель без щедрой помощи неожиданного партнера – Кремля.
Ковалев развивает свою идею в «бизнес-инкубаторе» на окраине этого зеленого сибирского города. Это финансируемый государством рай для предпринимателей, которые считают почти невозможным развитие хорошей идеи в российской коррумпированной, монополизированой и основанной на знакомствах версии капитализма.
Замысел в том, чтобы «высеять» инновации вдали от покрытой изморозью экономики, предоставляя начальный капитал, рабочее пространство и определенные советы изобретателям до того, как они найдут бизнес-партнеров. Несмотря на то, что лишь 10% идей удается продать, часто уходя к иностранным компаниям, менеджеры заверяют, что они занимаются этим не для краткосрочной выгоды.
В последние два года Кремль начал вкладывать деньги в проекты, подобные этому.
Они - часть большой программы президента России Дмитрия Медведева по модернизации России путем ухода от доходов от сырьевого экспорта и использования доходов от продажи нефти для стимуляции ориентированной на бизнес высокотехнологичной экономики.
«Мы пытаемся изменить культуру», - сказал Антон Титков, директор инкубатора. «У нас в России плодородные умы, но очень плохо с развитием изобретений. Нам нужно предоставить мосты для молодых людей, которые к нам приходят с идеями, но у которых нет бизнес-плана или инвестиционного соглашения».
Самый большой в отношении подобных инкубаторов заключается в том, смогут ли они изменить российскую бизнес-культуру.
Большая часть экономики контролируется огромными индустриальными монополиями, которые не склонны к инновациям, в то время как богатейшие олигархи больше интересуются покупкой проверенных активов на Западе, чем поддержкой бизнес-начинаний в отдаленных районах России, в которых часто отсутствует даже базовая инфраструктура. Российская банковская система остается неприветливой к рискам финансирования изобретателей.
«Из-за отсутствия динамичного интереса частного сектора инновации должны быть государственной стратегией», - считает Елена Тайлашева, бизнес- репортер газеты «Томские новости». «Сейчас существует большой интерес сверху, Медведев и Путин много говорят о способах реформирования экономики. Но эти попытки, исходя сверху, кажется, пока не сильно ощущаются внизу».
Государственный подход в продвижении инновации сводится к созданию «министерства изобретений», считают критики, которые считают, что оно обречено на провал, подменяя сигналы рынка бюрократическими решениями.
Томский инкубатор, например, имеет жюри университетских профессоров и местных предпринимателей, которые решают, какие идеи спонсировать - но платит государство.
Отличная идея, но принесет ли она деньги?
Титков ведет несколько десятков в основном молодых изобретателей, которые прячутся за стеклянными дверями офисов, возятся с хитрыми изобретениями или вглядываются в монитор компьютера. Коллекция изобретений потрясает, даже если и сложно представить, как некоторые из них (играющий в футбол робот?) могут принести деньги.
Но некоторые идеи выглядят многообещающе. Дмитрий Клименко, студент Томского университета, заявил, что нашел способ делать качественную 3- D графику гораздо дешевле, чем сейчас. Это может очень повлиять на рынок покупок в интернете и компьютерных игр.
Ковалев предполагает, что его скутер весит в два раза меньше и имеет запас батареи в два раза больше, чем американский Segway PT. Александр Булавин изобрел систему готовки с искусственным разумом, которая, по его словам, может идеально приготовить почти любое блюдо, используя рецепты из интернета. В ней есть еще несколько неполадок: омлет, приготовленный недавно для посетителей, немного пригорел по краям.
Кремль вложил три миллиарда долларов в свой последний проект, футуристический хай-тек парк в Сколково, в Подмосковье, в котором предполагаются собственные законы и таможенные нормы, чтобы создать поле для совместной деятельности лучших российских умов и мировой экономики. В июне Медведев защищал использование государственных средств для создания таких «островков» для инноваторов, заявив, что пора прекращать утечку российских мозгов.
Изменить налоговое законодательство
Критики считают, что кремлевские ресурсы, а также возможность Медведева привлекать внимание к вопросам лучше бы использовались для проведения реформы архаичного российского налогового кодекса, для борьбы с коррупцией и для разбивания промышленных империй, которых многие обвиняют в уничтожении конкуренции и помехах для инноваций.
«Там, наверху у них романтические представления о модернизации, но ничего не было сделано для того, чтобы подготовить почву для настоящих изменений», - считает Владимир Белкин, директор Челябинского филиала Института экономики УрО РАН в западной Сибири.
«Эта одна и та же история в России, когда инициатива часто наказуема. Менеджеры не ищут новые идеи, большинство людей считают инноваторов выскочками. Пока это не изменится, все останется также».