Известный совет желающим похудеть: берите маленькую тарелку, и вам хватит меньшей порции еды. Совет работает – если только вы не на самом деле голодны, – потому что значительная часть удовлетворенности по окончании приема пищи определяется нашими представлениями о том, что такое «хороший обед». Если мы будем считать, что хорошо пообедали, то вряд ли через час снова примемся за еду.
Если вид пищи имеет такое значение, то как насчет того, как выглядит каждый отдельный кусок? Чтобы это определить, исследователи из бизнес-школы в университете Юты, Солт Лейк Сити, провели интересный эксперимент – его результаты были недавно опубликованы в Journal of Consumer Research.
Авторы исследования привлекли к сотрудничеству работников местного итальянского ресторана. В течение двух дней – то есть на протяжении двух ланчей и двух обедов – исследователи случайным образом распределяли столики, где посетителям сервировали необычно большие вилки (на 20% больше, чем обычная ресторанная вилка) или необычно маленькие вилки (на 20% меньше обычной). Затем они взвешивали каждое блюдо перед тем, как отнести его заказчику и после того, как забирали его обратно, каждый раз рассчитывая, сколько съел человек.
В целом, как показали результаты, клиенты с более крупными вилками ели меньше и оставляли больше еды на тарелках после окончания приема пищи.
Это заставило авторов исследования задуматься и попытаться объяснить, почему получается, что люди едят больше, если им дают более крупные порции, но меньше, если у них вилки больших размеров? Авторы высказали предположение, что, возможно, логика в основе этих двух закономерностей одна и та же. В своей статье они пишут:
«Обедающие ориентируются на зрительное восприятие того, как с каждой отправленной в рот порцией убывает пища на их тарелках. [...]. Вилки меньших размеров (по сравнению с вилками больших размеров), видимо, дают менее удовлетворительную общую картину продвижения к цели; то есть, обедающие полагают, что количество пищи уменьшается недостаточно и, следовательно, они не утоляют свой голод. Это, в свою очередь, заставляет обедающих увеличить усилия (то есть больше раз отправлять вилку с пищей в рот), чтобы полагать, что их голод утолен. В результате обедающие вилками меньших размеров потребляют больше пищи, чем те, кто пользуется более крупными вилками».
В соответствии с той же логикой, если порция пищи с самого начала очень велика, обедающие съедают больше, потому что они не замечают, что ее количество уменьшается, пока не съедят уже довольно много.
Этот довод также говорит о взаимосвязи между размером одного куска пищи и размером порции. В этом эксперименте посетители ресторана, получавшие мелкие вилки и большие порции, съедали непропорционально больше, чем можно было бы предполагать, учитывая каждый из этих факторов по отдельности.
Важно, однако, отметить, что более крупные вилки могут заставить людей есть меньше лишь в тех случаях, когда их целью является съесть полный обед и утолить свой голод, что и справедливо для большинства посетителей ресторана. Авторы исследования провели испытания влияния размера вилки на количество потребляемой пищи также у людей, не испытывающих голод, но просто закусывающих.
Они раздали студентам университета то же блюдо из макарон и овощей и те же большие и маленькие вилки, что в эксперименте в ресторане. Оказалось, что, когда люди ели вне традиционных часов приема пищи, более крупные вилки заставляли их съедать больше. Может быть, студентов меньше заботило, сколько пищи они поглощают за каждый раз, потому что они просто по привычке отправляли несколько вилок в рот. При таком сценарии, пишут авторы, люди, возможно, «в большей мере готовы видеть в объеме пищи, который они берут вилкой за один раз, как раз подходящий объем на один акт глотания».