Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вреден ли Google для человеческой памяти?

Google нас оглупляет? picture
Google нас оглупляет? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Возможно ли, что Google, крупнейшая в мире поисковая система, вызывает атрофию собственной памяти человека? Вполне возможно, заявляют четыре исследователя из Колумбийского университета, которые полагают, что механизм мгновенного доступа к информации может приучить наш мозг быстро забывать информацию, поскольку мы уверены, что нажатием нескольких клавиш всегда можем быстро к ней вернуться.

Возможно ли, что Google, крупнейшая в мире поисковая система, вызывает атрофию собственной памяти человека? Вполне возможно, заявляют четыре исследователя из Колумбийского университета, которые полагают, что механизм мгновенного доступа к информации может приучить наш мозг быстро забывать информацию, поскольку мы уверены, что нажатием нескольких клавиш всегда можем быстро к ней вернуться.

Времена, конечно, изменились. Я еще помню, как в средней школе мне приходилось заучивать на память, например, спряжение глаголов-связок – «is, am, are, was, were, have, has, had, и так далее» - распевая их, словно какое-то заклинание, или зазубривать последовательность северо-восточных штатов, слева направо и сверху вниз. Сегодня, если  я забыл, например, что идет раньше, Вермонт или Нью Хэмпшир, я просто вызываю карту, Google Map; пользуюсь поисковиком и для того, чтобы уточнить, как правильно сказать в том или ином случае, «this is he» или «this is him».
 
Но вы уже эту песню слышали, верно? Заглядываю в книгу, стоящую у меня на полке (The Shallows), автор Николас Карр (Nicholas Carr), чья статья в The Atlantic «Is Google Making Us Stupid» («Делает ли нас Гугль тупыми») вызвала переполох в культурном и научном сообществе в 2008 году. В книге The Shallows (вышла в прошлом году) Карр развивает положения своей статьи и приводит современные неврологические данные (не «верняк», но довольно убедительное исследование) в поддержку своего тезиса, что интернет способен резко перемонтировать наши мозги.

После исследования в Колумбийском университете растет ощущение, что что-то в этом есть. В исследовании, озаглавленном «Cognitive Consequences of Having Information at Our Fingertips» («Влияние Google на память: когнитивные последствия чрезвычайной доступности информации»), колумбийские ученые заявляют, что, если мы уверены в доступности информации в будущем, наша способность вызывать эту информацию из памяти падает. И наоборот, увеличивается наша способность вспоминать, как найти  доступ к этой информации. Таким образом, утверждают исследователи, «Интернет стал первичной формой внешней, или трансактивной памяти, где информация хранится коллективно вне нас самих». Звучит похоже на привлечение дополнительных ресурсов, только с переходом от нейронов к байтам данных.

Бетси Спэрроу, руководитель исследования, полагает, что «с появлением подобных механизмов мы реорганизуем способ запоминания. Наш мозг полагается на интернет как на память во многом таким же образом, как мы полагаемся на память друга, члена семьи или сотрудника. Мы помним меньше за счет незнания непосредственно самой информации, но знаем, где эту информацию можно найти».

Тогда, отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи – действительно ли Google ухудшает память,  - мы должны ответить «это смотря что считать памятью». Доклад из колумбийского университета не приводит данных о том, что физическая память атрофируется (как при уменьшении или нарушении объема памяти). Просто высказывается предположение, что, под влиянием интернета и использования поисковых систем наша память переключает свои методы работы и становится более трансактивной. Вместо того, чтобы помнить «цели», мы запоминаем «средства». Поисковые механизмы типа Google становятся расширениями нашего мозга – что-то типа беспроводного кибернетического устройства.

Нет ничего невероятного в том, чтобы придумать, каким образом такое изменение памяти может на самом деле послужить нам на пользу.

«Возможно, те, кому приходится преподавать, - не важно где, это могут быть преподаватели университета, доктора или деловые руководители, - станут больше уделять внимания лучшему пониманию идей и способов мышления, и меньше делать упор на простое запоминание», - предполагает Спэрроу.

Так ли уж это плохо? В конце концов, я всегда думал, что расхожее представление о том, что умение быстро показать на карте, где находится то или другое - это признак «ума», довольно глупо. Мне кажется важнее, чтобы человек умел разбираться в каких-то тонких различиях, скажем, может объяснить, что разделяет шиитскую интерпретацию Корана от суннитской, чем знал как показать на карте Катар или Джибути.