Кстати, о флоте, наш Кай Ларсон был «морским котиком» ВМС США, правда, бывших «котиков» не бывает. За свою жизнь и карьеру он побывал в самых невероятных уголках мира, но такого ему видеть не доводилось.
КАЙ ЛАРСОН, корреспондент CNN USA: Ух. Освежает.
КАЙ ЛАРСОН: Все летают на самолетах, ездят на поездах и автомобилях, а корреспонденты CNN – на арктических самолетах, вертолетах и подлодках.
Вертолет высадил нас с оборудованием в точке рандеву, на ледяном плато толщиной в три фута в нескольких милях от лагеря. Океана не видно, а до ближайшей вышки сотовой связи сотни миль. Я с трудом представлял, как меня отыщет подводная лодка.
КАЙ ЛАРСОН: Возьмете ли нас на борт? Прием.
Крестом на льду было обозначено место всплытия подводной лодки. А потом земля задрожала.
Итак, Кай, вы бывали на войне, но ледовая война – это что-то новое. Это что-то невероятное.
КАЙ ЛАРСОН: На самом деле было довольно необычно. Вообще-то я просто иду стопами великих, ведь это вы подали нам пример.
Это было так давно. Но как же было здорово.
КАЙ ЛАРСОН: Но, знаете, с тех пор многое изменилось. На вершине мира произошли тектонические сдвиги. Лед тает довольно быстро, что открывает доступ ко всевозможным ресурсам, и к Арктике снова растет интерес, а, следовательно, к военным подводным лодкам США и военным средствам других стран тоже.
Опишите, каково побывать на борту такой субмарины.
КАЙ ЛАРСОН: Завораживает даже просто смотреть, как она всплывает, пробивая трехфутовый слой льда.
Эдакий новый ледокол. И я видела не корабль береговой охраны, а настоящую подводную лодку. Сюрреалистическое зрелище.
КАЙ ЛАРСОН: Она всплыла с глубины 350 футов. Очень впечатляюще. А находиться на борту подводной лодки – незабываемое ощущение. Стало ясно, как трудно ходить подо льдом и в арктической среде.
Давайте поговорим, о причинах происходящего, о действиях различных стран и о целях этой экспедиции.
КАЙ ЛАРСОН: В Арктический совет входят восемь стран. И все они зашевелились, потому что там скрыты новые залежи ресурсов, возможно, треть всех запасов природного газа и 90 миллиардов баррелей нефти.
Они снова привлекают интерес. А где соперничество из-за ресурсов, там и потенциальный конфликт. Так что и США, и Советы всерьез озаботились своим военным присутствием в Арктике. Не хочу преувеличивать, но это напоминает новую холодную войну.
Ясно. С нетерпением ждем полный видеоотчет. Я так и не успела его посмотреть. Так что жду – не дождусь. Спасибо, Кай.