Хотя в конфликте Армении и Азербайджана из-за Нагорного Карабаха (НК) в 1994 было достигнуто перемирие, противостояние между двумя странами никуда не исчезло. Международное сообщество со своей стороны продолжает предпринимать определенные шаги с целью урегулирования ситуации. Одним из них стала встреча лидеров Армении и Азербайджана С. Саргсяна и И. Алиева в Казани при посредничестве президента России Д. Медведева.
К сожаление, очередной раунд трехсторонних переговоров провалился. Как написал «Коммерсант», разочарованный неудачей Д. Медведев решил организовать новую встречу только в том случае, если будет твердая гарантия подписания договора о принципах решения карабахского конфликта.
С начала года подобный договор активно готовила Минская группа ОБСЕ. Возлагались большие надежды на то, что в Казани документ будет подписан, и это станет венцом переговоров, проходивших в Майндорфе, Астрахани и Сочи. Накануне встречи даже Госсекретарь США Х. Клинтон совместно с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана подтвердили, что никаких сомнений в мирном решении вопроса нет, и в Казани будет подписана «дорожная карта» дальнейших действий в данном направлении.
План выглядел так: Ереван начинает возвращать Азербайджану шесть районов вокруг НК, а также 13 деревень в Лачинском районе, который остается в качестве связующего коридора между Арменией и НК. Такая схема была предложена еще в ноябре 2007 г., а в 2010 г. Минская группа обновила ее на основе мадридских принципов, внеся пункт о подтверждении статуса региона путем референдума.
Что же случилось? На встречу в Казань азербайджанские дипломаты привезли десять новых предложений, которые должны были дополнить документ, подготовленный Минской группой. В Баку были недовольны тем, что Армения снова требует уступок, разрушая таким образом весь переговорный процесс. В связи с тем, что в конце концов ничего обобщающего подписать так и не удалось, пришлось ограничиться заявлением об «определенном прогрессе в переговорах».
Что ожидать какого-то перелома в Казани и не стоило, выяснилось сразу после того, как И. Алиев вернулся в Баку. Там состоялся военный парад, посвященный двадцатилетию восстановления независимости Азербайджана. В нем участвовали 6000 солдат и образцы современной военной техники, в том числе купленные у России ЗРК С-300, совместно с «Paramount Group» (ЮАР) произведенные бронемашины «Matador» и «Marauder», военная продукция турецкого, израильского и чешского производства, боевые самолеты и корабли. Достаточно широко было представлено и вооружение местного ВПК.
Но главной стала праздничная речь И. Алиева. В ней он сказал, что «война в Нагорном Карабахе еще не закончена». «Наш государственный бюджет увеличился в 16 раз. Наши расходы на военные нужды увеличились в 20 раз и составляют 3,27 млрд. дол., и это не предел. (…) Оккупация Арменией 20% азербайджанской территории является временным явлением, и она не может длиться вечно. Я полностью уверен, что любым путем наша территориальная целостность будет восстановлена. Для этого мы должны быть еще сильней», - констатировал президент.
Восьмого июня прошлого года Национальное собрание Азербайджана утвердило военную доктрину страны. В ней в частности подчеркивается, что Азербайджан оставляет за собой право, используя все необходимые средства, включая и военную силу, освободить от оккупации свои захваченные территории и восстановить территориальную целостность и суверенитет.
Таким образом, обе страны, обвиняя друг друга, попали в замкнутый круг: Ереван утверждает, что в Баку в последний момент решили внести в документ десять изменений, а азербайджанская сторона считает, что Армения сознательно вводит в заблуждение международное сообщество. Последняя, не будучи столь сильной в экономическом и военном плане как Азербайджан, надеется на Россию, которая обязалась защищать Армению от внешней агрессии и имеет на ее территории свою военную базу. Но неясно, будет ли Москва вмешиваться в войну за НК, так как это все-таки не армянская территория.
За последние несколько лет ситуация в зоне конфликта значительно обострилась: во время все чаще происходящих перестрелок гибнут военные и мирные жители. Для ОБСЕ, которую сейчас возглавляет Литва, этот «замороженный конфликт» является наиболее опасным из всех постсоветских. Однако Вильнюс не скрывает того, что решение проблемы за время его годичного председательства в организации маловероятно. После встречи в Казани министр иностранных дел Литвы А. Ажубалис выразил надежду на то, что работа продолжится, и призвал лидеров двух стран «выполнять обязательства, принятые на себя в октябре 2010 г. в Астрахани и в марте этого года в Сочи (в том числе по пресечению инцидентов на линии соприкосновения), и воздержаться от применения силы».
Эти слова министра звучат блекло, но во многом отражают сегодняшнее печальное положение дел в отношениях между Арменией и Азербайджаном. В то же время главного посредника в переговорах – Россию – нынешняя ситуация устраивает.
Парадоксально, но единственным препятствием на пути возникновения нового конфликта по сути являются кавказские трубопроводы. Недалеко от спорных территорий проложены два важных нефтепровода – Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Супса. Военные действия в НК поставят под угрозу их нормальное функционирование. Кроме того, новая война на Кавказе не в интересах Москвы, ведь никто в этом случае не сможет остаться в стороне. Поэтому и Россия, и Запад/ОБСЕ склонны соглашаться с политикой «самопроизвольного развития» в регионе. Литву она несет по течению.