Россия может и не станет новым Голливудом, но город грез определенно приходит в Россию, где цифры аудитории быстро растут, а американские блокбастеры завоевывают бОльшую популярность, чем отечественные фильмы.
Признавая российский потенциал как быстро развивающегося кинорынка, Голливуд отправляет в Москву кинозвезд для участия в событиях с красными ковровыми дорожками, на радость заядлым российским киноманам.
Джонни Депп и Пенелопа Круз посещали Москву в рамках российской премьеры фильма «Пираты Карибского моря: На странных берегах» (Pirates of the Caribbean: On Stranger Tides) в мае этого года, а мировая премьера голливудского 3D-блокбастера «Трансформеры 3: Темная сторона Луны» (Transformers: The Dark of the Moon) привлекла целых 80 известных деятелей Голливуда, включая режиссера Майкла Бэя (Michael Bay).
«Москва - развивающийся рынок, она играет очень важную международную роль», - заявил Бэй до премьеры. Фильм собрал в первую неделю проката в России 22 миллиона долларов, что составило 3,4% глобальных сборов на данный момент.
Сейчас в России все больше людей ходит в кинотеатры, это два десятилетия спустя после развала Советского Союза, когда для многих походы в кино стали недоступны. В прошлом году кинотеатры сделали рекордную кассу в 1 миллиард долларов на фоне роста аудитории на 15,2%.
«Мы наблюдаем основательную положительную тенденцию, которая демонстрируют, что люди чувствуют себя комфортно. Русские принимают стиль жизни и потребительскую модель поведения развитых стран», - говорит Евгений Надоршин, экономист и бывший правительственный советник.
Иностранные фильмы стали фаворитами российского кино два года назад, когда их сборы в России впервые превысили сборы отечественных картин. В прошлом году американские фильмы собрали в российском прокате в пять раз больше денег, чем российские.
Последний громкий российский фильм, «Утомленные солнцем-2: Цитадель», усиленно продвигавшийся на Каннском фестивале прошлого года заслуженным актером и режиссером Никитой Михалковым, провалился, заработав менее 4% от своего бюджета в 34 миллиона долларов за первые две недели проката.
«Проблема с продюсерами здесь заключается в том, что они не очень хорошо способны выполнять сопродюсерские функции с другими странами, а также друг с другом, а также в том, что многие из них слишком легко получают деньги. Они не настолько жаждут делать деньги, как иностранные продюсеры, и они потоком выпускают фильмы с очень низким качеством», - говорит работающий в России независимый кинорежиссер Джонни О’Рейли (Johnny O'Reilly).
Финансирование киноиндустрии
Российские власти вложили рекордные 4,5 миллиарда рублей (159 миллионов долларов) в киноиндустрию в 2010 году, примерно в два раза больше, чем годом ранее.
Аналогичные суммы планируется влить в отрасль в 2011 году, заявил ранее в этом году премьер-министр Владимир Путин. Однако инвестиции в основном пойдут на удвоение количества кинотеатров с нынешних 2 246 штук вместо поддержки индивидуальных кинокомпаний, как раньше.
Независимая компания Movie Research, занимающаяся исследованиями отрасли, прогнозирует, что даже если проект привет к резкому увеличению продаж билетов на треть, отечественные кинопроизводители по-прежнему с трудом смогут находить финансирование.
Russian World Studios, крупнейшая независимая телепроизводственная компания в России, на прошлой неделе получила заем на 42 миллиона долларов от банка ING и Сбербанка, использовав в качестве залога свой архив, это стало первой подобной сделкой по финансированию в России.
А производственная группа «Базелевс продакшн» в прошлом месяце запустила фонд вместе с брокерской компанией «Тройка-Диалог» по привлечению финансирования для мультипликационного фильма «Смешарики», который должен выйти в декабре.
«Это первая возможность в истории российской киноиндустрии, когда кинопроизводители могут предложить свои проекты напрямую инвесторам», - заявил Reuters Никита Трынкин, исполнительный директор «Базелевс».
Но поиски финансовой поддержки, особенно со стороны иностранцев, будут непростой задачей в России.
За рубежом те, кто финансирует кино, привыкли делать деньги на продажах DVD-дисков, которые никогда не были особо крупными в России, так как большинство зрителей незаконно скачивают фильмы в интернете бесплатно.