Москва – Российские следователи в понедельник возбудили уголовное дело в отношении двух тюремных чиновников – одна из них врач – по поводу смерти в 2009 году юриста хедж-фонда, который был заключен в тюрьму после того, как начал утверждать, что сотрудники Министерства внутренних дел России принимали участие в налоговом мошенничестве на сумму в 230 миллионов долларов.
Активисты правозащитных организаций приветствовали начало расследования как возможный признак прогресса в этом деле, отметив, что это был первый случай, когда правительственные чиновники обвиняют кого-то конкретного, со времен смерти Сергея Магнитского в московской тюрьме. Возможны и новые уголовные дела, говорит Владимир Маркин, представитель российского Следственного комитета, главного правительственного учреждения, занимающегося расследованиями.
Гибель г-на Магнитского серьезно подорвала обещания президента Дмитрия Медведева привести в порядок российскую судебную систему и поставить ее на западную основу. 37-летнего г-на Магнитского месяцами держали в убогих и переполненных тюремных камерах, и постоянно отказывали ему в медицинском уходе, несмотря на его жалобы на сильную боль в брюшной полости и панкреатит. Он умер в московской тюрьме «Матросская тишина» после того, как его сковали и избили охранники, говорят активисты-правозащитники, которые пытались расследовать это дело.
Тюремные чиновники до последнего времени называли гибель г-на Магнитского трагедией, но не обвиняя никого конкретно. Вскоре после гибели г-на Магнитского замглавы российской службы исполнения наказаний заявил, что инцидент обернулся «серьезным пятном» на российской правовой системе, и что в происшедшем стоит частично винить тюремную систему (службу исполнения наказаний).
В понедельник Следственный комитет заявил, что расследование сосредоточится на двух бывших сотрудниках Бутырской тюрьмы, где г-н Магнитский содержался в течение нескольких месяцев до своей гибели. Замруководителя тюрьмы Дмитрий Кратов и главный врач Лариса Литвинова подозреваются в ненадлежащем исполнении своих обязанностей, заявил представитель Следственного комитета г-н Маркин.
Попытки связаться с г-ном Кратовым и г-жой Литвиновой в понедельник оказались безуспешными. Оба покинули свои должности в тюрьме после смерти г-на Магнитского. Тюремные чиновники также отказались как-либо комментировать ситуацию в понедельник.
Хотя тюремные чиновники и являются центром нынешнего расследования, бывшие коллеги г-на Магнитского обвиняют официальных лиц более высокого уровня в российского Министерстве внутренних дел в его гибели, заявляя, что они хотели наказать его за то, что он раскопал свидетельства массовых налоговых мошенничеств, за счет которых обогащались полицейские начальники и налоговики.
Следователь Министерства внутренних дел полковник Олег Сильченко издал приказ об аресте г-на Магнитского по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Валерий Борщев, активист движения в защиту прав заключенных, говорит, что г-н Сильченко неоднократно отказывал в медицинской помощи г-ну Магнитскому.
Г-н Сильченко отказался давать интервью. Российское МВД отрицает, что г-н Сильченко виновен в каких-либо злоупотреблениях или правонарушениях. После гибели г-на Магнитского он получил два повышения по службе, а также удостоился награды за выдающуюся службу в Министерстве внутренних дел.
Активисты-правозащитники заявили, что они надеются на то, что расследование, о котором было объявлено в понедельник, приведет к фигурам более высокого уровня в российском МВД.
«Теперь, когда в расследовании появились первые конкретные фамилии, я не думаю, что они будут молчать, - заявил г-н Борщев, который изучал это дело и составил по нему отчет, который был представлен г-ну Медведеву в этом месяце. - Они скажут нам, кто за этим стоял».